апк и пищепром

«Братья Чебурашкины»: новая культура фермерства

1

 

Купить свежее молоко только из-под коровы? Недавно городским жителям приходилось ездить за этим в деревню. Сейчас свежий продукт можно купить в городе через молочный автомат от компании «Братья Чебурашкины». Предприятие подмосковных фермеров выпускает 27 видов молочной продукции. О становлении, развитии и перспективах компании нам рассказал ее генеральный директор Владислав Чебурашкин. 

 

– С 2011 года компания продает молочную продукцию через автоматы по выдаче свежего молока с холодильной камерой и платежной системой. Они установлены на улицах и в торговых центрах. Как вам пришла такая идея? Почему реализовываете именно через автоматы?

– Идея этого проекта принадлежит другу и партнеру компании Ивану Соломахе. В 2010 году Иван увидел за границей молочные автоматы, которые расположены вблизи ферм, эта идея показалась интересной, ведь короче пути от производителя молока к потребителю не существует.
Решили попробовать и закупили несколько экземпляров автоматов от разных производителей в Европе. Опробовали их и остановились на одном конкретном. Стали замещать некоторые элементы иностранных автоматов своими. Сейчас около 70% элементов отечественного производства.
Оказалось, что россияне готовы покупать свежее молоко из автоматов. Почему? У нас продукция высшего качества! Молоко вообще не подвергается обработке. Его просто охлаждают и подают в молокомат. Это самая большая редкость на рынке России, обычно в молокоматах продают пастеризованное молоко.

 

Каждые сутки, сразу после дойки, молоко охлаждается до 4 °С и разливается в герметичные молочные танки из нержавеющей стали ёмкостью от 100 до 200 литров, а затем развозится по молочным автоматам.

 

Продукция «Братьев Чебурашкиных» представлена в 600 магазинах Москвы и Московской области. Также они поставляют свой товар в рестораны, столовые, буфеты. Молоко, кефир, йогурт (в баночке и питьевой), сыр, масло, творог, сливки – все самое свежее, с минимальным сроком годности.

 

– Сколько сейчас молокоматов и где они установлены?

2– Сейчас в основном автоматы расположены в северной части Подмосковья, на Дмитровском направлении. Недавно компания выиграла тендер на установку 10 автоматов в Москве, сейчас же установлено 30-35 автоматов.

 

– С сентября 2014 года вы приступили к полноценным продажам линейки скоропортящихся молочных продуктов. Почему решили расширить производство? 

– Понимаете, цена на сырое молоко может «прыгать» очень резко. В 2010 году, например, она упала вполовину, что было сравнимо с катастрофой. Когда цена на продукт падает, а себестоимость остается на месте и даже растет, то это очень рискованно. Можно легко прогореть, потерять бизнес. И тогда мы решили войти в полный цикл производства. Решили, что пора полностью нести ответственность за качество сырья и конечной продукции, ставить ее на полку, зафиксировать определенную цену, независимую от скачков цен на рынке молока-сырья.

 

– В чем особенность вашей продукции? Ходят легенды, что вы о здоровье кисломолочных бактерий заботитесь больше, чем о собственном?

3– Это так и иначе быть не может. У нас была задача – создать натуральный продукт по традиционным рецептам, то есть с минимальным количеством компонентов. Нам это удалось. Например, в нашем кефире только молоко и кефирные грибки, которые мы выращиваем на заводе.
Продукт натурален, соответственно, чувствителен ко многим вещам. Температура хранения и доставки продукции очень важна, ведь там нет консервантов. И производство должно быть максимально чистым и гигиеничным. Мы строго проверяем молоко на антибиотики, на инфекции, на жирность и белок, на количество бактерий.

 

Для соблюдения этого условия на производстве имеются три лаборатории: приема сырья, химическая и микробиологическая. Проверяется все: чистота оборудования, сам продукт на всех стадиях изготовления, смывы с рук, со стен, чистота воздуха и т.д. Так как наше производство было построено с нуля, следить за чистотой гораздо легче, чем производителям, работающим на реконструированных мощностях. Это тяжелый капиталоемкий, трудоемкий проект, который требует персонального внимания.

Продукция компании занимает премиальную нишу. Создана прочная система, начиная с кормов и ферм, заканчивая правильной дистрибуцией, которая позволяет поддерживать качество на всех этапах.

 

– Сейчас у вас четыре современные фермы, расскажите подробнее историю их создания.

4– Мы восстанавливали упадочные колхозы. В общей сложности инвес­тировали в них около 700 млн рублей. Начали с cовхоза «Смычка», расположенного в Сергиево-Посадском районе. В 2007 году мы стали восстанавливать второе хозяйство – «Дубна Плюс» в Дмитровском районе, в 40 км от первого. В сентябре 2014 года мы открыли в Дмитровском районе Подмосковья современный молочный завод по переработке, упаковке, логистике молока и молочной продукции, который способен перерабатывать до 100 тонн молока в сутки. Сейчас на заводе выпускаются 27 видов молочной продукции и трудятся 130 человек. Всего же на предприятии занято более 300 сотрудников.

 

– Традиционно на упаковке молочных продуктов нарисованы коровы, луга, деревня… У вас такого нет. Вместо этого – крупные буквы. Почему вы решили отказаться от привычных многим покупателям символов? 

– Мы сделали это сознательно. «Братья Чебурашкины» – это современная, новая культура фермерства, это не просто бизнес или маленькая ферма. Идея упаковки построена на типографике, первые буквы названия продукции являются главной частью дизайна. Наши великолепные дизайнеры, Ermolaev Bureau, разработали шрифт с альтернативными формами знаков, сконструировали абстрактную графику на базе букв. Как произрастает растение от семени к цветку, так же и инициальные буквы продуктов с графикой эволюционируют в логике возрастания жирности продукта. В основу логотипа взяли старославянскую кириллицу и древние славянские символы фермерства и плодородия.

 

В зависимости от продуктивности одна дойная корова съедает 50-60 кг корма. Больше половины меню – это сено, cенаж (травы клевер и тимофеевка) и кукурузный силос. Для обеспечения коров витаминами в рацион включаются комбикорм и минеральные вещества. Например, рыбий жир, поваренная соль, мел, фосфат.

 

– Расскажите, в каких конкурсах побеждала ваша необычная упаковка? 

– Нас высоко оценили жюри международных конкурсов, среди которых Red Dot: Communication Design, German Design Award и Eurobest. В 2015 году один из самых значимых конкурсов в области дизайна European Design Awards присудил компании три награды – золотую медаль за дизайн упаковки и две бронзовые – за разработку визуальной идентичности бренда. Наконец, фирменный стиль и дизайн упаковки удостоены золотого и бронзового «Каннского Льва».

 

– Ощущаете ли вы государственную поддержку сейчас, когда объявлен курс на импортозамещение? 

5– Производство молока весьма рискованная отрасль сельского хозяйства, и без господдержки она существовать не сможет. Да, мы ощущаем помощь от государства. Особенно интерес к молочному животноводству усилился в последние 2-2,5 года. Тем более что Подмосковье считается не самым благоприятным для сельского хозяйства регионом, особенно северная часть, где расположено производство компании.

 

– Как вы реализуете принципы социальной ответственности бизнеса? Вы говорили, что у вас работает много молодежи, что их привлекает в первую очередь? 

– Самый большой социальный вклад бизнеса, на мой взгляд, это создание новых качественных рабочих мест. Район, в котором работает компания, стал более оживленным. Большая часть работников – местные. В поселке, где расположено производство, был построен 24-квартирный жилой дом для специалистов.
У молодежи появилось жилье, а значит, и стимул успешно работать и развиваться. Уже более 10 лет у нас сформированный коллектив, который является костяком производства. Но мы всегда рады новым сотрудникам.