здравоохранение и фарммединдустрия

Алексей Репик: «Делать лучше, больше, технологичнее!»

1

Развитие любого бизнеса, тем более фармацевтического, – это комплексный проект, в котором нет мелочей. Однако всегда можно определить приоритеты. Если все сделано правильно, бизнес будет развиваться и с годами только набирать обороты. Одним из самых успешных в России бизнес-проектов является Группа компаний «Р-Фарм». Ее успех кроется в личности ее лидера, который умеет правильно вести дело и людей за собой. С журналом «Столица Москва» побеседовал Алексей Репик, основатель и председатель Совета директоров АО «Р‑Фарм». 

 

 

– Алексей Евгеньевич, ГК «Р-Фарм», отметив свое 15-летие, вступила в возраст расцвета. Какие достижения предприятия за эти годы вы бы выделили?

– С точки зрения российской действительности 15 лет – действительно срок немаленький. Несмотря на геополитические и экономические турбулентности, фармацевтическая отрасль показывает один из лучших темпов развития среди всех российских отраслей, как в части производительности труда и вклада в ВВП страны, так и в сфере развития экспортного потенциала. Для меня лично все эти годы – маленькая жизнь, сопряженная с очень приятными, живыми событиями. Группа компаний «Р-Фарм» за свою пятнадцатилетнюю историю прошла очень интересный путь. Нельзя сказать, что какой-то этап ее развития был подготовительным для следующего этапа. Но сейчас мы, наконец, добились действительно значимых достижений, которые были бы невозможны без высокого потенциала как нашей организации в целом, так и ее команды в частности. Ведь фармацевтическая отрасль – этот тот сектор экономики, где попытки планировать свое будущее, с одной стороны, обязательны, в силу того, что он очень капиталоёмкий и инвестиционно привлекательный, и, следовательно, требует серьезного горизонта решений. С другой стороны, в определенных случаях ты должен, что называется, оперативно реагировать на изменение ситуации, проактивно ввязываться в бой, адаптироваться к быстро изменяющимся обстоятельствам и к переменам в рыночной среде, словом, – держать руку на пульсе. ГК «Р-Фарм» в совершенстве постигла эту науку и сейчас не просто в состоянии конкурировать с действующими на рынке гигантами фармации, но и опережать их по многим позициям. «Р-Фарм» смело находит ниши как на российском, так и на внешних рынках, и сегодня с полным правом называет себя корпорацией, которая устремлена в будущее, и технологически, и с точки зрения отношения к миру. То есть мы видим себя не только компанией, приносящей пользу России, – мы позиционируем себя как корпорация, полезная мировому фармацевтическому рынку. И у нас есть на это право, потому что мы ценны для своих потребителей не только на родине, но и в США, Евросоюзе, странах Ближнего Востока.

 

ДОСЬЕ
Алексей Репик – российский общественный деятель, бизнесмен. Президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Общественной палаты РФ, член Экономического совета при Президенте РФ. Основатель и председатель Совета директоров Группы компаний «Р‑Фарм».
Родился 27 августа 1979 года в Москве. В 2003 году окончил Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по специальности «Экономика и управление предприятием».
С 1995 года трудится в сфере здравоохранения и фармацевтики. В 2001 году основал российскую фармацевтическую компанию «Р-Фарм», руководителем которой остается по сей день.
С октября 2012 года является сопредседателем, а с 2014 года – президентом Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Кроме того, занимает должности сопредседателя Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности. Представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Член ряда координационных и экспертных советов Правительства РФ и других госорганов. Председатель Советов директоров ЗАО «Р‑Фарм», ОАО «Новосибхимфарм», фармацевтического комплекса ЗАО «ОРТАТ».

 

– Цели действительно амбициозные, а что нужно, чтобы их реализовать?

2– Есть несколько путей. Можно создать компанию полного цикла, каковой является «Р-Фарм». У нас имеется своя очень сильная компетенция для разработки отдельных лекарственных средств, фармсубстанций, мы располагаем сильнейшей командой специалистов, очень хорошей производственной базой, разветвленной логистической схемой, в нашем активе немало и других преимуществ. Это один путь. Другой: можно заниматься каким-то отдельным направлением, отключив другие, но стать в этом направлении лучшим. Вполне возможно, что, продвигая одну компетенцию, ты достигнешь мирового признания раньше, чем компания, развивающая сразу несколько серьезных проектов. Мы очень серьезно думали в свое время, какой путь окажется более рациональным для нас. И, возможно, выбрали менее рациональную, но, тем не менее, выигрышную дорогу. Даже несмотря на мировой экономический кризис, девальвацию национальной валюты и прочие неблагоприятные факторы, которые, однако, не столь масштабно, как у других, сказываются на фармацевтическом рынке, он всегда востребован и на нем при любом раскладе остаются две-три устойчивые компании, являющиеся центром притяжения инноваций, кадров, возможно венчурных проектов.

 

– Ваши ожидания от компании, как ее основателя, оправдались по истечении пятнадцати лет?

3– С момента своего основания «Р-Фарм» стремится быть на голову выше конкурентов. Нам это удавалось. Сегодня мы стараемся формулировать свои амбициозные планы даже чётче, чем раньше, при этом не впадаем в эйфорию от текущих успехов. Рынок не стоит на месте. И конкуренты не дремлют. Поэтому нам нужно делать больше, лучше и нельзя отставать. В том числе и в части своей деятельности в рамках программы импортозамещения, которая, на мой взгляд, определена исключительно моментом, то есть возникла ввиду сложившейся определенной ситуации. Однако и в рамках участия в этой программе мы видим для себя ясные цели, в том числе вывод своей продукции на большие рынки. Это своего рода экспортно ориентированное импортозамещение. Здесь не обходится без сложностей, но мы всегда ставили перед собой серьезные задачи и в итоге их решали. Здесь важна детально продуманная стратегия, исходя из того, что политика на бизнес, безусловно, влияет, но в условиях разного рода санкций выиграть бизнес, по большому счету, может только в ближнесрочной перспективе. Ставка на долгосрочную стратегию в таких случаях не срабатывает, поскольку любая, даже самая сложная геополитическая ситуация склонна к переменам.

 

– В «Р-Фарм» принята политика высокого качества производимой продукции, не так ли?

– Стандарт качества продукции в нашей отрасли достаточно жёсток. И отступать от него нельзя ни на шаг, ни на полшага. Мы должны быть стопроцентно уверены в надежности нашей продукции. От этого зависит и здоровье граждан России, и наши экспортные амбиции, наше доброе имя, в конце концов. С 2015 года за качеством фармацевтической продукции в нашей стране внимательно наблюдает инспекторат GMP – международная организация, обладающая высочайшим уровнем компетенций. Именно инспекторат контролирует деятельность фармпроизводителей, выдает заключение о качестве продукции, проверяет производственные площадки фармацевтической индустрии.  Все наши активы прошли российскую стандартизацию, они соответствуют требованиям регулятора и требованиям, предъявляемым нашими зарубежными партнерами.

 

СПРАВКА
АО «Р-Фарм» – российская высокотехнологичная фармацевтическая компания. Сфера деятельности охватывает области, связанные с разработкой, исследованиями, производством, выводом на рынок широкого спектра лекарственных средств, предназначенных преимущественно для стационарной и специализированной медицинской помощи. Основными направлениями деятельности являются: производство готовых лекарственных форм, активных фармацевтических ингредиентов химической природы и биотехнологических субстанций, исследования и разработка инновационных препаратов и технологий, вывод на российский рынок современных высокоэффективных лекарственных средств, а также обучение и подготовка специалистов для фарминдустрии и здравоохранения.

 

– В вашей компании разработан кодекс этики ведения бизнеса, что достаточно большая редкость для российского рынка. Что отражено в этом кодексе: ваши жизненные принципы, критерии, и что дает кодекс ГК «Р-Фарм»?

60– Для компании, которая видит свое будущее в международных проектах, наработка подобной компетенции очень важна. Она означает постоянную работу над улучшением своей продукции, постоянное выстраивание среды регулирования, что позволит не задумываться о рисках, возникающих в повседневной работе. И актуальность введения подобного кодекса, думаю, в скором времени коснется всех серьезных, знающих себе цену предприятий, работающих в нашей отрасли. Возможно, это задача не одного года, но она неизбежно коснется всех игроков, и мы рады, что находимся впереди этого процесса.

 

– ГК «Р-Фарм» считается социально ответственным бизнесом?

– Я лично считаю себя социально ответственным бизнесменом и человеком. Не говоря уже о нашем предприятии. Социальная ответственность должна проходить через душу человека, возглавляющего компанию, тем более работающую в такой чувствительной сфере бизнеса, как наша. В то же время, если мы в зону социальной ответственности вкладываем работу с персоналом, работу с жесткими экологическими стандартами, мы должны предусмотреть базовый набор вещей, обязательных к исполнению. У нас в компании есть совершенно четкий набор правил, за черту которых переходить нельзя. В зону социальной ответственности входит и работа с кадрами.

 

– Какой вектор развития задан в вашей компании на ближайшие 15 лет?

– Мы будем сохранять фокус на специализированную фармакологическую помощь. Будем использовать в своей работе то, что с фантастической скоростью происходит в области технологического прогресса, будь то генетические технологии или другие передовые виды медицины, сочетание медицины с IT-сектором, проникновение в отрасль более совершенных методов диагностики и др. Самые большие изменения последние 20 лет мы наблюдаем в секторе информационных технологий. Думаю, в ближайшие годы мы будем жить в эпоху больших изменений в медицине и, как следствие, в фармацевтической отрасли. Поэтому мы намерены и дальше сохранять лидерство на том рынке, где живем и работаем. Будем максимально расширять горизонты сотрудничества с нашими партнерами и границы взаимодействия с потребителями. Вбирать в себя все новое, что несет прогресс. Ключевой успех «Р-Фарм» всегда базировался на клиентоориентированности. Это основной принцип, на котором основывается созданный мной бизнес.