люди дела

Cделать свой бизнес успешным, не вкладывая в него в свои деньги. Миф или реальность?

sd3214t

Все федеральные каналы и СМИ трубят о государственной поддержке малому и среднему бизнесу. Но так ли это на самом деле? Может ли начинающий предприниматель реально получить федеральные субсидии, чтобы открыть и успешно развивать свой бизнес? По статистике Росстата, 5,5 млн субъектов в России зарегистрированы как малый бизнес.  50%   это торговля, 32% сфера услуг, но, к сожалению, мало кто из фондов и банков спешат дать деньги именно тем, кто реально дает рабочие места. Инвесторы и частные вложения вот что сейчас спасает талантливых предпринимателей.

Олег Иванов успешный предприниматель и основатель проекта «Бизнес Лифт» делится своими секретами, как найти инвестора, который оплатит весь ваш бизнес.

«Поиск инвестора схож с поиском второй половины. Вы прошелестите много книг, просмотрите видео, с кем-то познакомитесь и разочаруетесь, кто-то на этом остановится, а кто-то пойдет дальше и будет искать своего идеального инвестора, с кем будет комфортно вести бизнес. Главное, что в данном случае нужно запомнить: не инвестор выбирает вас, а вы выбираете инвестора».  

Говорят, бизнес в России построить достаточно сложно, проблематично и крайне затратно.   Действительно ли у нас в стране лучше заниматься чем-то другим, но только не предпринимательством?

У нас в России очень негативное отношение к деньгам. Люди больше интересуются социальными проектами, нежели коммерческими. Моя супруга – филолог. Она часто посещает различные форумы, и недавно они проводили исследования о значении и отношении разных культур к капиталу в классической литературе. Естественно, у американцев предпринимательство оценивается на уровне национальной идеи, все считают тебя молодцом и гордятся тобой. У нас же – это «адский ад». Деньги – всегда грязь, деньги  – зло. Если у тебя есть деньги, значит, ты что-то обязательно не то сделал. Не бывает хорошо и честно заработанных денег. Большие деньги – всегда большой риск и всегда социально порицаемо.  Среди предпринимателей я встречал наличие внутреннего барьера, чтобы расти дальше, многие из-за таких подобных стереотипов боятся развиваться и зарабатывать. К сожалению, это большая проблема. Лично я ничего плохого не вижу, когда ты увеличиваешь свой личный заработок.

Расскажите о вашей команде. Как к вам пришла идея создать проект «Бизнес Лифт»?

Так получилось, что в один из моих более успешных и узнаваемых проектов                              (развитие энергетиков «Торнадо») мне самостоятельно пришлось искать инвесторов. И как выяснилось, в России эта тривиальная тема, потому что если банк тебе даже даст деньги, то их ни на что не хватит. Если ты не представляешь IT или какой-нибудь инновационный проект, то тоже достаточно трудно найти деньги. Я ощутил все тягости ведения бизнеса. С одной стороны, все говорят, что деньги есть, и они даются на развитие малого бизнеса, с другой – сталкиваешься с совсем другой реальностью. Я прошел все стадии развития и привлек во все свои проекты, в совокупности, около 90 миллионов долларов. Как часто это бывает, начал давать советы своим друзьям – успешно, затем поспорил с одним знакомым, что создам онлайн-курс для обучения технологии привлечения инвестиций в свой бизнес. Так у нас возник проект «Бизнес Лифт», который вырос в двухступенчатую систему: «Бизнес Лифт» как акселератор, который обучает людей, что нужно с собой сделать, чтобы деньги к тебе пришли, с точки зрения самого проекта и персоналий, и «Инвест-Базар», где проводятся встречи-выступления предпринимателей перед инвесторами. Нам стало интересно выдвигать свои модели и техники для того, чтобы другие могли их использовать. Скоро «Бизнес Лифту» будет уже три года, и спустя столько лет  наши ученики и те инвесторы, которые приходили к нам за получением прибыли, уже сами интересуются, куда можно вложить свои деньги. Таким образом, у нас родился узконаправленный фонд «Инвест-Базар». Мы вкладываем свои деньги, которые прошли через наши акселераторы, знаем все о проектах изнутри и  какой человек ведет этот бизнес, насколько он исполнительный, приятно ли с ним вести дело. Мы финансируем уже существующие проекты, в стартапы не входим.

Какие соглашения должны быть между предпринимателем и инвестором до начала запуска проекта?

До того, как ты входишь в проект, нужно четко зафиксировать свои ожидания. Необходимо подписать договор о взаимоотношениях с инвестором. В таком соглашении четко должны быть прописаны обязательства с твоей стороны и со стороны инвестора, как они измеряются и что такое – нарушение данных обязательств и, соответственно, что происходит, если появляются нарушения. Надо проговаривать не только моменты успешности проекта, но и возможности краха. Обязательно четко прописывать сценарии развития событий. «Как поступаем, если проект успешен, что такое успех и как его можно замерить – критериями, цифрами или конкретными достижениями? Что значит невыполнение условий? Если бизнес разваливается, что делать, кто что продает или передает?» В основном, проблемы происходят из-за недоговоренности между предпринимателем и инвестором.

Многие ли участники «Бизнес Лифта» смогли найти своих инвесторов и стали успешными?

Есть проект «Алюминиевый профиль»: человек занимается остеклением многоэтажных домов. Он получил сумму к реализации, порядка в несколько сотен миллионов. Были IT-площадки, которые привлекли на этапе обучения 40 миллионов. Есть у нас одна «звезда» из Саратова, которая занимается пасхальными наборами уже много лет, получилось так, что на мероприятие «Инвест-Базар» она пришла за 15 миллионами рублей, в первом раунде привлекла несколько миллионов, а потом попала в один фонд  –  в нее сейчас задекларировали более 60   миллионов вливаний. Можно много перечислять успешных проектов.  Если человек хочет добиться успеха, он действует, мы лишь подсказываем и даем возможность познакомиться с нужными людьми.