ММСО. Форум «Город образования»

Чему научил меня этот день?

ds123fll

Что такое образование? В чем его цель? Сегодня эти вопросы задает себе практически каждый человек. Не зря в последнее время в нашей стране столь популярен старый анекдот о том, что сначала студенту советуют забыть все то, чему его учили в школе, а затем уже молодому специалисту –  чему он успел научиться в вузе. Ситуация эта, хотя и правда анекдотична, мгновенно перестает быть таковой для молодых людей, впервые столкнувшихся с ней лицом к лицу.

Почему же так получается?

Дело в том, что темпы развития таковы, что знания, которыми мы обладаем, устаревают практически мгновенно. И закономерно возникает вопрос: а как сформировать такую систему знаний, которая позволит человеку шагать в ногу со временем? Нужно ли ждать какого-то воздействия извне, или достаточно определить для себя ключевые установки, которые позволят самообразовываться вне зависимости от внешних условий? Как спланировать свою жизнь так, чтобы владеть различными компетенциями на всех ее уровнях, и какими качествами характера необходимо для этого обладать?

На эти вопросы отвечает Михаил Федоренко, генеральный директор компании «Деловая среда», ведущий семинаров по вопросам образования и личностного роста, и, самое главное, человек, занимающий активную социально-политическую и гражданскую позицию.
На взгляд Михаила, существует базовый подход к планированию своей жизни, будь то образование, карьера или личная жизнь. Он заключается в том, что нужно стараться каждый момент своей жизни проживать на сто процентов  –  именно понимание того, что происходит с нами здесь и сейчас, и умение извлечь из этого максимальный КПД и есть ключ к развитию.

 

— Человек редко задает себе вопрос: «А чему научил меня этот день?», – замечает Михаил, – Тогда как жизнь – это школа. И она каждый день чему-то учит. И либо ты эти уроки пропускаешь мимо себя, либо усваиваешь их. Кто-то ходит по кругу десятилетиями и не усваивает: пенять тут можно только на себя, потому как образование начинается, прежде всего, с уважения к себе. И если ты себя не уважаешь – тебе никто не поможет.

 

Оковы крепостничества

 

Осознанное и самостоятельное движение по жизни – главное условие дальнейших успехов. Михаил занимает в этом вопросе однозначную позицию: «Не стоит ждать указаний – нужно действовать самостоятельно».

Проблема, с которой в последнее время все чаще сталкиваются россияне, – отсутствие проактивного отношения к жизни, что, в свою очередь, уже приводит к вырождению лидерства. На вопрос, как вывести себя из навязанной схемы, и откуда она появляется в нашей жизни, Михаил отвечает следующим образом:
— Все люди делятся на две категории   –  это «крепостные» и «свободные». «Крепостные»  –  это те, кто ждет. Ждет, что его заметят или оценят и  научат. Эти люди всегда ущербны, потому что им не принадлежит их жизнь. Она дана «свободным»  –  тем, кто не ждет. И они всегда добиваются большого успеха. Этот подход распространяется на все сферы жизни.

Михаил, примерный семьянин и отец двоих детей, не без интереса замечает, что по своей природе все дети проактивны. Они не боятся действовать. Но на каком-то этапе из них делают «крепостных», и ребенок перестает верить, что он может что-то сделать самостоятельно. Неминуемо возникает парадокс: когда процесс «закрепощения» ребенка успешно завершен, ему заново пытаются вернуть утерянную активность.

— Большая проблема, – рассказывает Михаил Федоренко, – что мы подменяем систему оценок. Мы приучаем детей через нашу педагогику, что оценка находится как бы «вовне». Такая система оценок приводит к тому, что в возрасте 10-12-ти лет дети перестают мыслить вариативно.

ds1234asxggg

Две базовые категории целей

В нынешнее время, по окончании школы едва ли десятая часть выпускников действительно понимают, чего они хотят дальше  –  в какой профессиональной сфере себя видят, чему хотят учиться и что из себя представлять. Михаил убежден: для ответов на вопросы, которые встают перед ребятами, необходимо понимать: существуют две основные категории целей.
Первая из них напрямую связана с обладанием определенными компетенциями и необходимостью стать в каком-то деле профессионалом. Здесь все более-менее просто: существует масса способов выявить склонности человека.

Вторая категория, по мнению генерального директора «Деловой среды», более важная. Наличие у нас в умах этой цели подразумевает ответ на несколько философский вопрос: «А кем ты становишься как человек? А хочешь ли ты стать лучше?»

— Все меняется, но эта категория целей не изменится никогда, – уверенно заявляет Михаил Федоренко. – Это ось, вокруг которой вращается наша жизнь, и если вы это понимаете, то она становится устойчивой. Скорость перемен такова, что мы никогда не догоним их. Именно поэтому важно быть как бы в центре оси: колесо крутится, а ось неподвижна. Для разных людей эта ось не одинакова. Кто-то берет за основу мировоззренческую модель, связанную с религией, например, 10 заповедей. Кому-то ближе социальные базовые модели – понимание, что такое честь, достоинство, уважение. И уважать себя – это не только чистить зубы по утрам. Научиться мыслить, говорить, самообразовываться – это уважать себя. Уважение же к другому человеку проявляется через умение ставить его выше себя. Если же мы ставим себя выше другого – это гордыня. Иногда люди пишут в своих личностных характеристиках много сложных слов, на мой взгляд,  достаточно одного слова – и это даже не «любовь». Напишите «уважение» – и будет хорошо.

По словам Михаила, если мы хотя бы на минуту перед сном задумаемся, стали ли мы лучше за этот день – даже если это видно только через призму нашей профессиональной сферы – то жизнь приобретет смысл.

 

Расставляем приоритеты

Позиция генерального директора «Деловой среды» заключается в том, что приоритеты определяются теми ценностями, которые поставила перед собой сама организация.

— Ключевые понятия в жизни определить получается очень редко, – поясняет Михаил Федоренко.  –  Между тем, ценности – это то, что ценно. Есть простой тест: необходимо написать список того, что ценно для вас в данный момент, а потом поставить галочку напротив того пункта, в направлении которого вы прикладываете достаточно усилий. Около 50% людей оставляют некоторые пункты без галочек. Получается, что пункт для человека ценный, а силы на него не тратятся. Ценности – это вектор развития судьбы, и в зависимости от того, на чем стоите вы и где находится другой человек, пусть даже с тем же профессиональным образованием, ваши судьбы будут тотально различаться. Отсюда и возникает первый по важности вопрос в жизни каждого человека: «Куда ты идешь? В чем твой путь?»

ds1222431xxОтветственность и взросление

 

Современный российский писатель Сергей Лукъяненко как-то иронично выразился в одной из своих книг: «Когда человек берет на себя ответственность за кого-то другого это не нуждается в аплодисментах. А то все станут озираться на редкие звуки в глухой тишине».
Эта фраза в эру всепоглощающего инфантилизма как нельзя лучше отражает проблемы современной действительности. Задумайтесь, как много предложений мы начинаем с возмущения: «А почему это я должен?». Тогда как вопросы, должны ли мы кому-то что-то или нет – это вопросы ответственности.

— Когда человек берет на себя ответственность за свою жизнь – это первый уровень зрелости, – говорит Михаил Федоренко. – Если человек, который находится рядом с вами, для вас важен – долженствование как долг уходит. Этот процесс можно сравнить с работой здоровой и раковой клеток в нашем организме: первая работает на весь организм, а вторая – только на себя, и этим убивает все вокруг. Через ответственность происходит взросление человека.

Часто бывает так, что люди занимают высокие посты, но ответственность на себя за свой народ не берут. Про таких говорят: «Мелкий человек на большом посту».

Но есть и другие примеры людей. Бывает, что человек уходит, проживая долгую, насыщенную жизнь, и оставляет после себя наследие, которое и дальше развивается. Так, русский меценат Павел Михайлович Третьяков, в 30 с небольшим оставивший завещание, в котором написал, что «главный смысл моей деятельности – это взятое у народа вернуть в благих делах народу», и в возрасте немного за 40 передавший картинную галерею, насчитывавшую к тому моменту уже более 1000 картин, городу Москве. Для него народ был настолько ценен, что он своим деяниям даже важности не предавал: он так жил, это было его естественное состояние. На наследии П.М. Третьякова были воспитаны многие талантливые люди того времени, и этот проект до сих пор работает.

 

Свет во благо жизни и развития

 

Разделяя образование на профессиональное и собственное, мы приходим к тому, что рост человека как личности и его развитие как профессионала неразрывно связаны между собой. Грамотная система ценностей, позволяющая ответить на важнейшие жизненные вопросы,  определяет наш  путь роста, из которого, по словам Михаила Федоренко, вытекает масса интересных вещей – это и творческая самореализация, и новые проекты, и налаживание отношений с близкими людьми, и многое другое. Потому как, выражаясь словами нашего собеседника,  «лампочка не может светить в одну сторону: она светит везде».