ММСО. Форум «Город образования»

ФИЗТЕХ – колыбель высоких знаний и смелых экспериментов

23056956619_7cc3e3864d_o

У истоков создания этой альмаматер стоял великий Петр Капица, ее выпускниками по праву гордиться страна. Имена многих золотыми буквами вписаны в историю отечественной и мировой науки. Учиться здесь сложно, но почетно. Ибо МФТИ – многие годы один из столпов советской, а теперь российской науки. Вуз, воспитывающий научную элиту державы. Об уникальности института, носящего статус одного из двадцати девяти национальных исследовательских университетов, его истории и дне сегодняшнем – наш разговор с ректором знаменитого Физтеха, доктором физикоматематических наук, членомкорреспондентом РАН Николаем Кудрявцевым.

— МФТИ, как известно, практически с момента создания  применяет собственную, отличную от других, образовательную систему, более известную как «система Физтеха», которая была поистине революционной десятилетия назад. Насколько сейчас, в XXI веке, эта система актуальна?

Для того чтобы разобраться в этом, надо совершить экскурсию в прошлое. В этом году Физтеху исполнится 70 лет, если точкой отсчета мы будем рассматривать дату нашего основания в качестве физико-технического факультета Московского государственного университета.  Именно тогда гениальный ученый Петр Леонидович Капица, имевший богатейший опыт работы в ведущих британских образовательных центрах, сформулировал блестящую формулу: «Образование и наука должны быть рядом». В этом Капица нашел поддержку среди множества друзей и единомышленников: Николая Николаевича  Семенова, Льва Давидовича Ландау, Игоря Васильевича Курчатова, Мстислава Всеволодовича Келдыша. Как результат – появление в стенах МГУ физико-технического факультета. Просуществовал он, правда, всего пять лет, потом был расформирован, но спустя год идея Петра Леонидовича была реализована здесь, в Долгопрудном, в виде самостоятельного учебного заведения, известного всей стране как Физтех. Пик развития детища Капицы пришелся на 1960-70-е годы прошлого века. « Система Физтеха» развивалась так, как того хотел Петр Леонидович. Что было в основе его мысли? Подготовка студентов непосредственно научными работниками базовых институтов, которая предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом, который должен был с третьего, а то и второго курса участвовать в научной работе, чтобы к выпуску приобрести всесторонние знания методов  теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач. «Система Физтеха» – сочетание хорошего фундаментального образования и практической подготовки – получила достаточно большое распространение на территории нашей страны.

— И ядром этой системы была связь образовательного и научного процессов?

Абсолютно точно. Что такое наш образовательный процесс? Его следует разделить на две части: фундаментальные дисциплины, которые студенты усердно изучают первые три курса. И научная либо технологическая работа, которую они начинают выполнять, вооружившись за три предшествующих года внушительным багажом теоретических знаний. При этом студент копирует навыки какого-либо широко известного в профессиональных кругах ученого или инженера, который непосредственно руководит рабочим процессом. Здесь, кстати, достаточно много творческой свободы. Образовательная система МФТИ позволяет быстро менять научные направления и, действительно, очень эффективна за счет тесного соприкосновения практики с теорией.

— А следующие «новые условия», минуя перестроечные 80-е, начались для вуза в 90-х годах?

И они были очень жесткими. Денег не было, зато очень много говорили на тему: «Зачем России наука?». Нужно было как-то выживать. Кто-то из «физтеховцев» пошел в политику, кто-то — в банковскую сферу, которая была очень востребована, другие – в коммерческие структуры. А кто-то рискнул открыть свое дело. Некоторые уехали работать за границу, потому что в России условий не было. И вот в этот период появилось множество маленьких компаний, которые стали заниматься прикладной наукой и успешно расти и развиваться. Многими этими предприятиями, включая зарубежные, руководили  наши  выпускники. И добились на этом поприще серьезных достижений.

— И кого из числа успешных «питомцев гнезда «Физтеха», открывших свое дело, можно привести в пример?

Ратмира Тимашева, выпускника МФТИ 1990 года, который в 1997-м уехал в США, где стал основателем и президентом компании Aelita Software,специализировавшейся на разработке утилит и инструментов управления для Windows NT. В 2004 году этот бизнес был продан компании Quest Software за 115 млн долларов. Сегодня Тимашев, ставший соучредителем венчурного фонда ABRT, входит в топ-30 ведущих интернет-бизнесменов страны по версии журнала Forbes. Живет он в трех местах: в Америке, Швейцарии и России. Очень активно помогает Физтеху, родной альма-матер. К примеру, в части создания инновационного фонда МФТИ.

— Новые времена – новые правила игры. Что МФТИ нужно в первую очередь для успешного развития на современном этапе?

В первую очередь  –  очень серьезная технологическая база. То, что было хорошо несколько лет назад, не годится сейчас. Нам нужно поддерживать свою уникальность. Скажем, чем МФТИ отличается от физического факультета МГУ? Отличий много, одно из ключевых в том, что наши фундаментальные и прикладные ученые, т.е. практики и теоретики, находятся в одном месте. Этот симбиоз, который, кстати говоря, был всегда, чрезвычайно эффективен, особенно в части междисциплинарных исследований. Еще важно, чтобы наши преподаватели имели возможность заниматься научной работой, не выходя за стены родной альма-матер.  Чтобы в вузе появился мощный научный блок, который оказывал бы влияние на учебный процесс. Именно поэтому мы сейчас строим два инжиниринговых центра. Развиваем некоммерческие партнерства, включая такое направление, как Физтех-Био. Этим направлением мы занимаемся 5 – 7 лет, и в свое время оппоненты нас укоряли: «Куда вы идете? Вы должны физикой заниматься!». А почему бы нет? Ведь «Система Физтеха» – она совершенно не статична, она живет и все время меняется, согласно веяниям времени.

— Понятно, что выпускники МФТИ разлетаются  как горячие пирожки, а какие компетенции Физтеха наиболее востребованы сегодня?

Сложный вопрос. Одни направления науки растут и развиваются, а другие, скажем так, консервируются в стационаре. Сегодня в центре внимания IT-технологии. Мы мониторим ситуацию, связанную с физико-, химико-биологическими науками, более узкими направлениями, которые активно развиваются и имеют очень большие перспективы. У нас действует факультет биологической молекулярной физики, ведущий подготовку по трем поднаправлениям. Первое и самое очевидное – сложные методы физической диагностики, активно используемые современной медициной: томография, УЗИ и т.д. В развитии этих методов факультет биологической молекулярной физики принимает активное участие. Второе: разработка и производство лекарств. Это процесс многогранный, существует несколько его стадий, когда из миллиона соединений выбираются пять, десять оптимальных, эффективность которых показывает финал, т.е. клинические испытания. Учащиеся факультета принимают во всех этих процессах непосредственное участие, и, заканчивая этот факультет, они становятся уникальными специалистами: физиками с медицинскими познаниями. Они подкованы во многих научных областях, а стало быть, очень востребованы как профессионалы.  Третье направление связано с рядом технологий, которые помогают разобраться с первопричинами геронтологических заболеваний и разработать методы их лечения, включая такие серьезные, как болезнь Альцгеймера.  Я хочу отметить, что по своему уровню образования, мотивированности, багажу знаний выпускники МФТИ превосходят питомцев многих именитых российских вузов. Фактически, это готовый научный сотрудник, за плечами которого не одна публикация, научное исследование. Но мы как университет не должны почивать на лаврах, тем более расслабляться, а потому мы открываем новые направления, внедряем свежие тренды  –  понимаем: нам всем в России нужно научиться жить собственной головой и быть сильными во всех смыслах.

— Каких абитуриентов вы ждете в этом году?

Молодежь любит наш институт. Я, откровенно говоря, радуюсь, заходя в приемную комиссию: везде чисто, аккуратно, никакой суеты, потому как документы можно подать через Интернет. На каждом факультете в разгар приемной кампании дежурят волонтеры из числа старшекурсников и аспирантов, которые все объяснят и покажут. Мы не стремимся к большому конкурсу. Мы стремимся к конкурсу качественному. Не свыше 2,5 – 3 человек на место. Случайных людей здесь нет. Редчайшее исключение, если кто-то не может закончить Физтех. Между прочим, за последние годы к нам стало приходить много девушек. На отдельных факультетах их порядка 45%, и это хорошо. Ведь чисто мужской вуз – это как-то противоестественно. Девушки вносят серьезный соревновательный момент в мужское сообщество. И потом, женская половина наших студентов – с очень хорошими мозгами. Они более аккуратные, последовательные и настойчивые. А эти качества – одни из ключевых для человека, посвятившего себя науке.