образование

Вениамин Каганов: «Учиться нужно постоянно, все меняется – жизнь, требования, люди, приоритеты. У каждого есть возможность проявить себя»

v-kaganov

Московский Международный Салон Образования  проводится, начиная с 2014 года, как ежегодный открытый форум, организованный Министерством образования и науки РФ. ММСО  стал успешной площадкой для реализации образовательных проектов, местом для обмена опытом по актуальным вопросам развития образования. Ежегодно масштаб салона растет, и в этом году ожидается не менее 40 000 посетителей. Программа Салона включает более 200 мероприятий с участием более 500 спикеров.
О развитии образования  в России, о приоритетах ММСО-2016 рассказывает заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Шаевич Каганов.
Опираясь на личный опыт, можете ли вы сказать, что именно вуз дает фундаментальные знания, которые помогают реализоваться в жизни?
— Я всегда с благодарностью вспоминаю Петрозаводский государственный университет, в котором я учился,  и замечательных преподавателей Ю. Д. Хромого, Г. А. Бугнину, Н. С. Рузанову и В. И. Сысуна, руководителя лаборатории, где я занимался экспериментальной физикой в области физической электроники.

Я окончил физико-математический факультет. Правда, сейчас, наверное, не вспомню ни одной формулы физического закона, но когда надо в чем-то разобраться, сформированные в юности научные подходы помогают быстро сориентироваться, даже если это малоизвестные сферы. В последнее время Петрозаводский госуниверситет поднимается в рейтинге вузов и достойно выглядит на уровне России. Стоит отметить, что любому региональному учебному заведению непросто  конкурировать с ведущими вузами страны, имеющими прекрасную материальную базу и высококвалифицированный преподавательский состав. Тем весомее успехи.
— Как в наше время складывается ситуация с  трудоустройством молодых кадров?
— Найти и устроиться на работу, которая нравится, всегда было нелегко. Практика показывает: где человек учится, там и старается найти первое место работы. Часть молодых людей в поисках самореализации  уезжает в другие регионы, а порой и страны. Недавно мне довелось побеседовать с русскими исследователями, более двадцати лет работавшими в Гренобле в Европейском центре синхротронного излучения. Все неплохо, им удалось пережить самые трудные годы в достатке, не потерять профессию. Но не без грусти они отметили, что как начинали трудиться рядовыми исследователями, так и продолжают. За это время многие их однокашники на родине стали не только руководителями лабораторий, но и директорами институтов. И зарабатывают, кстати, уже значительно больше. Так что каждый сам определяет свою жизненную стратегию.


На ваш взгляд, можно ли обозначить лучшую стратегию развития молодого человека? Должен ли он надеяться на государство, или ему необходимо заниматься саморазвитием самостоятельно, рассчитывая только на себя?
— Я являюсь заместителем руководителя Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Постоянно анализируем ситуацию. Могу с уверенностью сказать: дети у нас, в большинстве своем, способные, а молодежь  –  прекрасная. Мы, старшее поколение, не должны лишь портить ее сверхопекой  –  как со стороны родителей, так и государства. Важно создавать необходимые условия для самостоятельного развития, при этом не снижая планку требований.
Безусловно, меня беспокоит отсутствие мотивации у части молодых людей, нежелание заниматься чем-либо полезным, стремиться вырасти как специалист. Причем, как правило, это болезнь больших городов, казалось бы, дающих немалые возможности для самореализации.
Наши родители жили в сложных условиях, нам  –  легче, по крайней мере, никто не голодает, и мы чувствуем себя в относительной безопасности. Когда у семьи появляется достаток, создаются комфортные условия, при которых дети не испытывают трудностей, ни в чем не нуждаются. Родители все делают сами, не ставя задачи перед сыном или дочерью. Это ошибка.
Только преодолевая трудности, личность проявляет характер. А без характера человек, если и может реализовать свой потенциал, то только в особых условиях, а они складываются далеко не всегда. Мы забываем, что даже малыш  –   уже личность и, помимо прав, имеет обязанности. Человек, не понимающий своих обязанностей, не сможет полностью себя реализовать.  Уверен, что мы должны с детства формировать у молодого человека ответственность за себя, свое развитие, свой выбор, в том числе и будущей профессии.
Есть и особые категории молодежи, требующие дополнительной заботы государства. Например, дети, не имеющие родителей, или оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, или с ограниченными возможностями здоровья. Здесь на помощь приходят государственные программы.
Молодой человек, который хочет добиться успеха,  должен так учиться и так работать, чтобы его заметили работодатели. Грамотные, ответственные, мотивированные на результат специалисты сейчас востребованы как никогда. У каждого человека всегда есть возможность проявить себя и добиться своего. Нет ничего хуже уныния, лени, простого ожидания подарков от судьбы. Подарки бывают, но их надо заслужить. Надо действовать: пробовать, ошибаться, а падая, если придется, подниматься снова. И, конечно, надо всегда учиться и самосовершенствоваться, чтобы добиться успехов. А мы, в свою очередь, будем помогать, реализуя образовательные программы и создавая такие площадки как ММСО-2016.
Какие возможности открывает ММСО в 2016 году?
— Московский Международный Салон Образования за 2 года стал узнаваемым брендом не только в регионах нашей страны, но и за рубежом. Наши партнеры из разных точек мира активно откликаются и выражают желание приехать, посмотреть и поучаствовать. Мы рассчитываем, что эта площадка проявит все лучшие качества российского образования, и  нам удастся получить интересные презентации мирового опыта в сфере педагогических знаний и практики работы педагога. А также новые методики по разработке и реализации проектов, направленных на развитие комфортных условий образования. Когда каждый сможет проявить свои способности и получить новые необходимые знания.
Решение каких задач и вопросов планируется на этом форуме?
— По-прежнему основной темой ММСО будет новая архитектура в образовании. Мы имеем в виду не только архитектуру как физическую инфраструктуру — об этом также пойдет речь, но еще и о полученном опыте в сфере дошкольного образования.
В этом году Россия начинает масштабный проект по созданию новых мест  в системе общего образования. Это проект затронет все регионы, на него выделяются большие федеральные и региональные средства. Важно, чтобы они направлялись на разумные проекты, позволяющие не только воспроизвести образцы лучших образовательных пространств прежних лет, но и создать новые условия, которые будут способствовать максимальному успеху при реализации коллективных и индивидуальных образовательных программ.
— Назовите основные площадки форума ММСО-2016.
— В центре Салона будут разработки ведущих мировых компаний, малых инновационных предприятий РФ, университетов и других организаций.   Пройдет презентация приборов и оборудования соответствующих структур, которые могут быть интересны руководителям, развивающим образовательные учреждения, и для тех, кто хотел бы сделать их еще более эффективными.
Как всегда, в рамках форума пройдет огромное количество акций, мероприятий, событий в сфере робототехники и научно-технического творчества молодежи.
Как и в прошлом году,  особое внимание мы уделим вопросу образования детей с ограниченными возможностями. Акцент будет сделан на выявление и поддержку талантливых детей. У нас будут представлены новые проекты в сфере летнего отдыха.
ММСО-2016  – это площадка для встречи специалистов различных направлений деятельности. Весь спектр по всем уровням образования, все проблемные вопросы, которые волнуют российских и зарубежных партнеров по развитию образования  –  это ММСО-2016 .

— ММСО-2016 объединит российские и международные организации. Какие возможности открываются перед нашей страной в сфере развития образования и реализации проектов?
— ММСО-2016 станет точкой сборки идей, стремлений и желаний команд, которым интересно не просто начать, но и успешно реализовать тот или иной проект, построить новые системы и внести свой вклад в развитие  образования. Мы ожидаем в этом году большое количество зарубежных партнеров и уверены, что в ходе дискуссий и переговоров нам удастся определить не только точки соприкосновения, но и договориться о совершенно конкретных вещах по продвижению имеющихся проектов. Такую возможность имеют и создатели технологий, и образовательные организации. Надеюсь, что это удастся и между министерствами, отвечающими за образование в России и других странах.
По сложившейся традиции, мы открываем постоянно действующую во время Салона открытую приемную Министерства образования и науки. Руководители и ведущие специалисты готовы ответить на вопросы родителей, работодателей, производителей и педагогов. Я думаю, что ММСО-2016 внесет заметный вклад как в образование РФ, так и в направление международного сотрудничества.
ММСО-2016 это главное мероприятие российской сферы образования, которое будет работать во благо общества и для развития всей страны.