безопасностьобщий путь к успеху
— Светлана Яковлевна, давайте поговорим о вашем колледже, который является базовым в УПО «Техника и технологии наземного транспорта». В чем его уникальность? — Наше учебное заведение в первую очередь отличается направлением подготовки. Мы изначально создавались как среднее профессиональное образовательное учреждение, выпускающее специалистов по строительству автомобильных дорог и аэродромов, инженерных сооружений, техническому обслуживанию автомобильного транспорта и дорожной техники, и за весь период существования не меняли своей направленности. Мы – единственная профессиональная образовательная организация Московского региона, осуществляющая подготовку кадров для дорожного хозяйства. Ежегодно, начиная с 2005 года, колледж – неизменный победитель Всероссийского конкурса «Дороги России» в номинации «За успехи в подготовке кадров дорожников». С 2012 года колледж входит в систему столичного образования. За это время мы дважды становились лауреатами гранта мэра Москвы в сфере образования. В 2013-2014 годах в структуру колледжа вошли Московский технико-экономический колледж и Московский техникум информатики и вычислительной техники. — После объединения с другими учебными заведениями ваш профиль расширился. Насколько увеличилось число поступающих за последние годы? — Количество поступающих у нас практически не изменяется: 350-400 человек. Конкурс у нас достаточно высокий, однако наиболее подготовленные и целеустремленные всегда имеют возможность стать нашими студентами. — Какие направления подготовки на сегодняшний день наиболее востребованы? — Все специальности колледжа востребованы на столичном рынке труда. Но, пожалуй, наиболее актуальными являются «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «Компьютерные системы и комплексы», «Программирование в компьютерных системах». — Сейчас вопрос качества подготовки специалистов становится особенно острым. Насколько ваши образовательные программы и ваш материально—технический потенциал позволяют следовать этим тенденциям? — Наш колледж является разработчиком трех поколений федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования по семи специальностям. Практически все эти специальности являются у нас основными. Кроме того, мы полностью подготовили учебно-методическое обеспечение, прошли необходимую экспертизу, получили положительные рецензии от Федерального института развития образования и сейчас распространяем наш опыт по всей России. — Расскажите, пожалуйста, о вашей материально—технической базе. — В последнее время благодаря Департаменту образования города Москвы наша материально-техническая база существенно обновилась: мы получили поставки по геодезическому оборудованию, например, нивелиры и теодолиты, необходимые для строительства и проектирования автомобильных дорог. Поставки по компьютерным технологиям у нас также хорошие: был оборудован целый корпус, где работают специализированные компьютерные классы. Кроме того, на нашей базе проводятся региональные этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профильному направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта» и по программированию. В этом учебном году колледж стал базовой площадкой для проведения регионального чемпионата по стандартам WorldSkills по компетенциям «Ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей» и «Программист». — Говоря о WorldSkills, можете поделиться результатами вашего участия в чемпионате? — Студент нашего колледжа с большим отрывом получил первое место по «ТО и ремонту автомобильного транспорта». Второе призовое место также занял один из наших воспитанников в компетенции «Сети и системы». — Давайте поговорим о ваших социальных партнерах. Известно, что в вашем колледже расположена специализированная лаборатория, оснащенная компанией Toyota. Какие еще возможности от работодателей имеют ваши студенты? — В колледже расположен единственный в Москве авторизированный сертифицированный центр Toyota, оборудованный регулярно обновляющимися лабораториями. Наше сотрудничество продолжается около 20 лет. В центре «Тойота-МАДК» проводятся стажировки преподавателей, учебные практики студентов. После прохождения обучения выдается сертификат, с которым ребята могут пойти работать не только в Toyota, но и в другие сервисные центры. — А есть ли у ребят возможности попрактиковаться во время учебы? — У нас огромная база работодателей, которые с нами сотрудничают. Среди них ГУП «Мосгортранс», ГУП «Московский метрополитен», ГБУ «Автомобильные дороги», «ВТМ дорпроект СТОЛИЦА», ООО «Рольф», ООО «СП БИЗНЕС КАР» и другие. Сейчас жилищно-коммунальное хозяйство Москвы также заинтересовано в наших студентах. Благоустройство городских дорог, работа на транспортных предприятиях – всем этим сферам нужны наши специалисты. Кроме того, у нас есть свой загородный учебный полигон с дорожной техникой, где студенты и взрослое население в рамках дополнительного образования могут освоить профессию водителя дорожной машины. Там же проводятся геодезическая и геологическая практики. — В конце 2014 года вы объединились с другими колледжами схожего профиля в состав учебно—производственного объединения и возглавили его. Что вас объединяет? — УПО «Техника и технологии наземного транспорта» объединяет пять образовательных учреждений: наш колледж, Колледж автомобильного транспорта № 9, Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Железнодорожный колледж № 52 и Технологический колледж № 21. Все мы ведем подготовку по специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта». — Так как в УПО объединились колледжи, схожие по подготовке специалистов, можно предположить, что до этого момента между вами могла быть конкуренция. Сгладило ли ваше объединение это противостояние, если оно имело место быть? — Мы никогда не были конкурентами. Хотя бы потому, что территориально располагались в разных районах Москвы. Объединение, напротив, дало массу преимуществ: методическая база, лаборатории и рабочие кадры стали общими. Сейчас начал работать новый виртуально-образовательный портал, где мы планируем размещать лучшие уроки, лекции, учебные материалы. Доступ к этому ресурсу будут иметь студенты всех образовательных организаций, входящих в наше УПО. — С точки зрения возможностей материально—технической базы, открылись ли здесь какие—то дополнительные преимущества? — Естественно. Самое основное – это взаимозаменяемость. Теперь все желающие студенты УПО могут получить сертификат Toyota на тех же льготных условиях, что и учащиеся нашего колледжа, а если студент, к примеру, хочет получить сертификат концерна BMW, он может пройти обучение в 9-м колледже. Во всех наших учебных заведениях также работают автошколы, и если студенту необходимо пройти обучение на какой-то конкретной машине, мы можем направить его в соответствующий колледж. — Проводили ли вы за последние полтора года какие—либо общие мероприятия? Какие из них вы бы могли выделить как наиболее знаковые? — Общие мероприятия у нас проводятся регулярно: конференции, семинары, мастер-классы. Сейчас у нас реализуется проект «Профессиональный импульс», где каждое образовательное учреждение представляет своих социальных партнеров. Ознакомиться с ними теперь могут не только учащиеся конкретного колледжа, но и студенты всех образовательных учреждений нашего УПО. В настоящее время проводится фестиваль нашего учебно-производственного объединения «Творчество. Мастерство. Профессионализм», предусматривающий цикл мероприятий. Основной процент участников составляют студенты нашего УПО. — То есть теперь, благодаря объединению, база социальных партнеров стала открытой для всех участников? — Совершенно верно. Кроме того, мы проводим совместные профильные олимпиады и конкурсы. Команду к WorldSkills мы готовили уже вместе. — Можно сделать вывод, что в целом изменения после объединения прошли в положительную сторону? — Думаю, что да. У колледжей появился более плотный потенциал взаимодействия; у студентов расширились возможности, среди которых: большой выбор профессиональных стажировок, получение дополнительного образования. — Ведется ли у вас сотрудничество на международном уровне? — У нас довольно широкий спектр международных договоров: с концерном Toyota, с Дрезденским колледжем. Мы работаем с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией. Кроме того, у нас есть свое общежитие, поэтому к нам часто приезжают по обмену студенты и преподаватели. — Каким вы видите ваше дальнейшее развитие? — Сейчас довольно интенсивно развивается движение WorldSkills. Мы заявили одиннадцать компетенций. На данный момент наша цель – завоевать призовые места на всероссийском этапе и попасть в команду, представляющую нашу страну на международном уровне. Параллельно с этим мы разрабатываем новую программу итоговой аттестации студентов с включением элементов проверки знаний заявленных компетенций. Результаты студентов, которые успешно защитят выпускную работу и освоят компетенции более, чем на 80 баллов, будут приравнивать к 220 баллам ЕГЭ. Это еще один стимул попасть в соответствующий рейтинг и достичь высоких результатов. — У вашего колледжа очень богатая история. Расскажите, пожалуйста, немного о ваших выпускниках. — Среди наших выпускников (к сожалению, ушедших из жизни) – два министра. Именем одного названо наше учебное заведение (Алексей Александрович Николаев), второй – Насонов Анатолий Павлович, бывший заместитель Председателя Правительства Московской области; бывший ректор МАДИ Леонид Леонидович Афанасьев, Петров Иван Васильевич, генерал-майор инженерных войск. Наш выпускник – Катырин Сергей Николаевич, президент Торгово-промышленной палаты РФ, а также большое количество руководителей среднего звена: дорожно-строительных управлений, транспортных компаний.В преддверии Московского международного салона образования Светлана Яковлевна Некрестьянова, директор Московского автомобильно—дорожного колледжа им. А.А. Николаева и руководитель учебно—производственного объединения «Техника и технологии наземного транспорта», рассказала об образовательных возможностях для студентов и взрослого населения, преимуществах объединения колледжей в УПО, а также поделилась планами организации на будущее.