безопасность

УПО «Техника и технологии наземного транспорта»: общий путь к успеху

1В преддверии Московского международного салона образования  Светлана Яковлевна  Некрестьянова, директор Московского автомобильнодорожного колледжа им. А.А. Николаева и руководитель учебнопроизводственного объединения «Техника и технологии наземного транспорта»,  рассказала об образовательных возможностях для студентов и взрослого населения, преимуществах объединения колледжей в УПО, а также поделилась планами организации на будущее.

 

Светлана Яковлевна, давайте поговорим о вашем колледже, который является базовым в УПО «Техника и технологии наземного транспорта». В чем его уникальность?

—  Наше учебное заведение  в первую очередь отличается направлением подготовки. Мы изначально создавались как среднее профессиональное образовательное учреждение, выпускающее специалистов по строительству автомобильных дорог и аэродромов, инженерных сооружений, техническому обслуживанию автомобильного транспорта и дорожной техники, и за весь период существования не меняли своей направленности. Мы –  единственная профессиональная образовательная организация Московского региона, осуществляющая подготовку кадров для дорожного хозяйства. Ежегодно, начиная с 2005 года, колледж – неизменный победитель  Всероссийского конкурса  «Дороги России» в номинации «За успехи в подготовке кадров дорожников». С 2012 года колледж входит в систему столичного образования. За это время мы дважды становились лауреатами гранта мэра Москвы в сфере образования. В 2013-2014 годах в структуру колледжа вошли Московский технико-экономический колледж и Московский техникум информатики и вычислительной техники.

После объединения с другими учебными заведениями ваш профиль расширился. Насколько увеличилось число поступающих за последние годы?

— Количество поступающих у нас практически не изменяется: 350-400 человек. Конкурс у нас достаточно высокий, однако наиболее подготовленные и целеустремленные  всегда имеют возможность стать нашими студентами.

Какие направления подготовки на сегодняшний день наиболее востребованы?

—  Все специальности колледжа востребованы на столичном рынке труда. Но, пожалуй, наиболее актуальными являются «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «Компьютерные системы и комплексы», «Программирование в компьютерных системах».

—  Сейчас вопрос качества подготовки специалистов становится особенно острым. Насколько ваши образовательные программы и ваш материальнотехнический потенциал позволяют следовать этим тенденциям?

— Наш колледж является разработчиком трех поколений федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования по семи специальностям. Практически все эти специальности являются у нас основными. Кроме того, мы полностью подготовили учебно-методическое обеспечение, прошли необходимую экспертизу, получили положительные рецензии от Федерального института развития образования и сейчас распространяем наш опыт по всей России.

—  Расскажите, пожалуйста, о вашей материальнотехнической базе.

—  В последнее время благодаря Департаменту образования города Москвы наша материально-техническая база существенно обновилась: мы получили поставки по геодезическому оборудованию, например, нивелиры и теодолиты, необходимые для строительства и проектирования  автомобильных дорог. Поставки по компьютерным технологиям у нас также хорошие: был оборудован целый корпус, где работают специализированные компьютерные классы. Кроме того, на нашей базе проводятся региональные этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профильному направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта» и по программированию. В этом учебном году колледж стал базовой площадкой для проведения регионального чемпионата по стандартам WorldSkills по компетенциям «Ремонт и техническое обслуживание легковых автомобилей» и «Программист».

—  Говоря о WorldSkills, можете поделиться результатами вашего участия в чемпионате?

—  Студент нашего колледжа с большим отрывом получил первое место по «ТО и ремонту автомобильного транспорта». Второе призовое место также занял один из наших воспитанников в компетенции «Сети и системы».

 Давайте поговорим о ваших социальных партнерах. Известно, что в вашем колледже расположена специализированная лаборатория, оснащенная компанией Toyota. Какие еще возможности от работодателей имеют ваши студенты? 

— В колледже расположен единственный в Москве авторизированный сертифицированный центр Toyota, оборудованный регулярно обновляющимися лабораториями. Наше  сотрудничество продолжается около 20 лет. В центре «Тойота-МАДК» проводятся стажировки преподавателей, учебные практики студентов. После прохождения обучения выдается сертификат, с которым ребята могут пойти работать не только в Toyota, но и в другие сервисные центры.

—  А есть ли у ребят возможности попрактиковаться во время учебы?

— У нас огромная база работодателей, которые с нами сотрудничают. Среди них ГУП «Мосгортранс»,  ГУП «Московский метрополитен»,  ГБУ «Автомобильные дороги», «ВТМ дорпроект СТОЛИЦА», ООО «Рольф», ООО «СП БИЗНЕС КАР» и другие. Сейчас жилищно-коммунальное хозяйство Москвы также заинтересовано в наших студентах. Благоустройство городских дорог, работа на транспортных предприятиях  – всем этим сферам нужны наши специалисты. Кроме того, у нас есть свой загородный учебный полигон с дорожной техникой, где студенты и взрослое население в рамках дополнительного образования могут освоить профессию водителя дорожной машины. Там же проводятся геодезическая и геологическая практики.

 В конце 2014 года вы объединились с другими колледжами схожего профиля в состав учебнопроизводственного объединения и возглавили его. Что вас объединяет?

— УПО «Техника и технологии наземного транспорта» объединяет пять образовательных учреждений: наш колледж, Колледж автомобильного транспорта № 9, Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Железнодорожный колледж № 52 и Технологический колледж № 21. Все мы ведем подготовку по специальности «ТО и ремонт автомобильного транспорта».

Так как в УПО объединились колледжи, схожие по подготовке специалистов, можно предположить, что до этого момента между вами могла быть конкуренция. Сгладило ли ваше объединение это противостояние, если оно имело место быть?

—  Мы никогда не были конкурентами. Хотя бы потому, что территориально располагались в разных районах Москвы. Объединение, напротив, дало массу преимуществ: методическая база, лаборатории и рабочие кадры стали общими. Сейчас начал работать новый виртуально-образовательный портал, где мы планируем размещать лучшие уроки, лекции, учебные материалы. Доступ к этому ресурсу будут иметь студенты всех образовательных организаций, входящих в наше УПО.

С точки зрения возможностей материальнотехнической базы, открылись ли здесь какието дополнительные преимущества?

— Естественно. Самое основное – это взаимозаменяемость. Теперь все желающие студенты УПО могут получить сертификат Toyota на тех же льготных условиях, что и учащиеся нашего колледжа, а если студент, к примеру, хочет получить сертификат концерна BMW, он может пройти обучение в 9-м колледже. Во всех наших учебных заведениях также работают автошколы, и если студенту необходимо пройти обучение на какой-то конкретной машине, мы можем направить его в соответствующий колледж.

Проводили ли вы за последние полтора года какиелибо общие мероприятия? Какие из них вы бы могли выделить как наиболее знаковые?

—  Общие мероприятия у нас проводятся регулярно: конференции, семинары, мастер-классы. Сейчас у нас реализуется проект «Профессиональный импульс», где каждое образовательное учреждение представляет своих социальных партнеров. Ознакомиться с ними теперь могут не только учащиеся конкретного колледжа, но и студенты всех образовательных учреждений нашего УПО. В настоящее время проводится  фестиваль нашего учебно-производственного объединения «Творчество. Мастерство. Профессионализм», предусматривающий цикл мероприятий. Основной процент участников составляют студенты нашего УПО.

2

То есть теперь, благодаря объединению, база социальных партнеров стала открытой для всех участников?

— Совершенно верно. Кроме того, мы проводим совместные профильные олимпиады и конкурсы. Команду к WorldSkills мы готовили уже вместе.

  Можно сделать вывод, что в целом изменения после объединения прошли в положительную сторону?

— Думаю, что да. У колледжей появился более плотный потенциал взаимодействия; у студентов расширились возможности, среди которых: большой выбор профессиональных стажировок, получение дополнительного образования.

 Ведется ли у вас сотрудничество на международном уровне?

— У нас довольно широкий спектр международных договоров: с концерном Toyota, с Дрезденским колледжем. Мы работаем с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией. Кроме того, у нас есть свое общежитие, поэтому к нам часто приезжают по обмену студенты и преподаватели.

  Каким вы видите ваше дальнейшее развитие?

—  Сейчас довольно интенсивно развивается движение WorldSkills. Мы заявили одиннадцать компетенций. На данный момент наша цель  – завоевать призовые места на всероссийском этапе и попасть в команду, представляющую нашу страну на международном уровне. Параллельно с этим мы разрабатываем новую программу итоговой аттестации студентов с включением элементов проверки знаний заявленных компетенций. Результаты студентов, которые успешно защитят выпускную работу и освоят компетенции более, чем на 80 баллов, будут приравнивать к 220 баллам ЕГЭ. Это еще один стимул попасть в соответствующий рейтинг и достичь высоких результатов.

У вашего колледжа очень богатая история. Расскажите, пожалуйста, немного о ваших выпускниках.

—  Среди наших выпускников (к сожалению, ушедших из жизни)   – два министра. Именем одного названо наше учебное заведение (Алексей Александрович Николаев), второй –  Насонов Анатолий Павлович, бывший заместитель Председателя Правительства Московской области; бывший ректор МАДИ Леонид Леонидович Афанасьев, Петров Иван Васильевич, генерал-майор инженерных войск. Наш выпускник – Катырин Сергей Николаевич, президент Торгово-промышленной палаты РФ, а также большое количество руководителей среднего звена: дорожно-строительных управлений, транспортных компаний.