ММСО. Форум «Город образования»

Игорь Реморенко: «Современный учитель должен уметь общаться»

img_6494Профессия педагога считалась почетной и уважаемой во все времена. Как сейчас молодежь относится к педагогической деятельности? Каким должен быть будущий учитель? Где еще он может найти свое призвание? Эти и другие вопросы мы задали ректору одного из ведущих педагогических университетов России – Игорю Михайловичу Реморенко, возглавляющему Московский городской педагогический университет.

—  Игорь Михайлович, насколько изменился интерес студентов к самой профессии педагога? Стремятся ли ваши выпускники устраиваться именно в школы?

—  Те, кто учится на педагогических направлениях подготовки, хотят работать в школе. Но основной навык, который мы развиваем в студентах, заключается в умении находить контакт и коммуницировать, а это важно не только в педагогике. Сейчас молодые специалисты не трудятся всю жизнь на одном и том же месте, профессиональные сословия потеряли свою привлекательность. Это характерно для всех массовых профессий.

Как городское учебное заведение, мы плотно связаны с жизнью столицы, поэтому реагируем на все тенденции и изменения, которые происходят в городе. Работа всю жизнь на одном предприятии сейчас маловероятна, цикл жизни предприятий существенно сократился, это уже не признак успешности и преданности ремеслу. Наши выпускники набирают опыт в различных сферах, в смежных областях – везде, где может пригодиться опыт общения с людьми. Задача педагогического университета – научить этому навыку. С другой стороны, заработная плата учителей в Москве существенно выше, чем в регионах, поэтому выпускники часто выбирают эту траекторию профессионального развития.

—  А какие направления наиболее популярны и востребованы в университете?

—  Всегда были и остаются популярными специальности, связанные с иностранными языками. В последние годы можно отметить рост интереса к азиатскому направлению – речь идет о китайском и японском языках. Это не только дань моде на восточную культуру, но и отражение экономических тенденций – расширение связей в азиатском направлении. Выпускники этих специальностей не имеют проблем с трудоустройством. С другой стороны, не остаются незамеченными и другие факультеты – информатики, филологии, истории, коррекционной педагогики. У нас также много направлений магистратуры, куда приходят студенты различных специальностей, желающие связать свою жизнь со школой. Нередко на таких магистерских программах можно встретить кандидатов и докторов наук.

—  Сталкиваются ли выпускники МГПУ с проблемами трудоустройства?

—  Конечно, кризисная ситуация повлияла на количество рабочих мест, и в этом году их будет меньше. Однако мы помогаем студентам трудоустроиться, и, как правило, 98% выпускников находят место в первый год после выпуска. Кроме того, сейчас многие не ищут постоянную работу, а занимаются фрилансом. Это распространено, например, среди выпускников Института информатики, математики и естественных наук.

— Какие основные компетенции вы стремитесь передать студентам, чтобы они становились конкурентоспособными специалистами на рынке труда?

— Самое главное – это умение работать с людьми. Их учат разбираться в сложных знаковых системах, работать с документами, регламентами, учат структурировать их и объяснять на понятном окружающим языке. Такие навыки важны не только в школе – выпускники находят места в торговой, финансовой, рекреационной сферах, а также в силовых ведомствах. Сейчас, например, много выпускников устраиваются в детские парки профессий – это новые организации на столичном рынке труда, где также нужны квалифицированные педагоги. В американских и азиатских вузах есть такое понятие, как normal education. Это переводится не как «нормальное образование», а как «обучение, передающее образцы человеческой деятельности». Вот это понятие наиболее применимо к современной глобальной педагогике.

— МГПУ – городской вуз. Значит ли это, что основной набор – это московские студенты?

— Действительно, в основном к нам поступают ребята из Москвы. У нас есть гостиница на 400 мест, но большая часть студентов – это жители столицы. Тем не менее, мы активно реализуем программу обмена студентами с другими странами и таким образом расширяем культурное, образовательное и информационное партнерство. Это важно для самих студентов: если мы готовим их к успешной карьере в столице, то они должны уметь находить общий язык с гостями из-за рубежа, это неотъемлемая составляющая жизни в мегаполисе. Поэтому для нас обмен педагогическими практиками с представителями Европы и Азии – это нормальный и естественный процесс. Например, недавно американский ученый Дэвид Скотко прочел лекции об организации исследовательской работы, а руководитель образовательных программ компании Intel рассказал о тенденциях в данной сфере. Каждую неделю проходят какие-то семинары, без этого невозможно поддерживать понимание международной ситуации у студентов. Есть и более глобальные программы. Например, магистратура IB – International Baccalaureate. Это направление появилось еще в 60-х годах, когда преподаватели разных стран поставили цель решить проблему  психологического  и культурного  стресса у детей от постоянного переезда в другие страны. Так появилась международная программа IB, которая вобрала в себя все лучшее, что есть в основных образовательных практиках. В России мы стали центром, которому разрешено сертифицировать учителей по программе IB. Это говорит о том, что мы готовим учителей, готовых работать не только в нашем городе, но и в других регионах и странах.

— Представители каких стран наиболее часто посещают университет?

— Конечно, это преподаватели из ведущих европейских вузов. Но сейчас мы обучаем японскому и китайскому языку, поэтому особый акцент делаем на азиатском направлении. Наши будущие учителя ездят на практику в Китай и Японию, а студенты этих стран, в свою очередь, приезжают в Москву.

img_6496

— Чтобы удержать позиции, современному вузу необходимо постоянно меняться и развиваться. Какие направления стратегического развития сейчас стоят перед МГПУ?

— Сейчас основная задача – это интеграция с социокультурной стороной города. Необходимо расширять рамки с точки зрения не только обучения, но и повышения квалификации. Вообще это тенденция, характерная сейчас для городских вузов. Например, Нью-Йоркский городской университет сейчас реализует довольно узкие и необычные программы типа «Ремонта антикварных замков». Как много вы знаете людей, мечтающих обучиться именно такому ремеслу? И, тем не менее, набор есть. Мы предлагаем менее экзотические курсы. Так, у нас есть программы для пенсионеров, направленные на обучение видеосъемке, работе с информационными системами, поведению в социальных сетях и так далее. У нас пожилые люди могут научиться оплачивать коммунальные платежи через Интернет или снять фильм о своей семье. Ведь жизнь на пенсии может быть не менее увлекательной, чем во время работы! Такое повышение квалификации, дополнительное образование, ориентированное не только на студентов, но и на жителей города, реализовано как очно, так и в онлайн-формате.

— Что нужно знать и уметь, чтобы стать востребованным и хорошим учителем в ХХI веке?

— Мы стремимся научить наших студентов так называемым межпредметным навыкам. Умение работать в команде, слушать других, находить общий язык – это те умения, которые отвечают новым требованиям настоящего времени, это новые стандарты современной педагогики. Но когда мы учимся коммуникации с другими людьми – во время урока или после? Этот процесс неотделим от обычной жизни человека. Поэтому мы уделяем внимание внеучебной жизни – это КВН, спорт, конференции, интеллектуальные соревнования, творческие конкурсы. В мае мы планируем провести конкурс студенческих инициатив, где оценим интересные проекты по улучшению городской среды. Современному учителю нужно уметь воспринимать информацию, обрабатывать ее. Уметь справляться с неожиданными ситуациями, которые могут быть в любой профессии. Принципиально важно, чтобы учитель мог найти в своем деле что-то интересное, захватывающее и увлечь этим детей. Все новые технологии и гаджеты в этом плане имеют второстепенное значение, главное – живой интерес к предмету и любовь к своему делу.