социальные миссии

Павел Шмаров: к 140-летию рождения Двадцатый век принес с собою тяжелые испытания. На многих тысячах человеческих судеб отразились трагичные события истории. Русские эмигранты - люди потерявшие дом, родных и весь мир, которым они жили. Покидая Россию, они начинали жизнь с чистого листа. И многие из них так и не смогли найти себя вдали от дома.

%d0%b2%d1%8b1234%d1%8b%d1%84Мало чем отличается судьба художника Павла Дмитриевича Шмарова от общей судьбы русской интеллигенции, эмигрировавшей из России после 1917 года. Художника, чье имя почти забыто у нас, а между тем, во Франции его называют «Русским Ренуаром».

Становление
Павел Шмаров родился в 1874 году в Воронеже, в семье простого крестьянина, мастерового экипажного цеха. Способности к рисованию проявились у него еще в детстве. Его первым учителем живописи был Лев  Соловьев, чью рисовальную школу посещал юный Павел. Соловьев считал Шмарова одним из самых любимых учеников, отмечая талант мальчика. В 1894 году поступает вольнослушателем в Высшее Художественное Училище при Императорской Академии художеств в мастерскую Ильи Репина. Талантливого юношу вскоре замечают, и сам Репин отмечает его работы. По окончании обучения Павел Шмаров получает в 1899 году звание художника, золотую медаль и заграничное пенсионерство за свою дипломную картину на историческую тему « Горе побежденным».

Годы скитаний или шаги к мировому успеху
В 1923 году Шмаров эмигрирует. С этого момента начинаются его скитания по Европе. Проведя около двух лет в Риме, он пишет здесь портреты членов итальянской королевской семьи. А в конце 1924 года он оседает в Париже, где работает в основном по частным заказам, в том числе пишет портреты. Среди них портреты Ф.Шаляпина и С. Лифаля. Темы его работ в это время, в основном, сцены с купальщицами и русскими крестьянками в ярких национальных костюмах, проникнутые глубокой ностальгией по оставленной России, а так же многочисленные натюрморты и пейзажи.
В октябре 1928 года состоялась первая персональная выставка П. Д. Шмарова в галерее J. Charpentier, на которой Люксембургский музей приобрел его картину «Купание». Шмаров особенно тяжело переживает разрыв с Россией и свою эмиграцию. Хотя художник и востребован ценителями искусства, он принимает участие в парижских выставках d`Alignan 1931; La Renaissance 1932 , и до 1939 года постоянно выставляется в салоне Общества французских художников.

Наследие России

Полотна Павла Шмарова хранятся в собраниях музеев России. Но наибольшее число картин из зарубежного наследия художника находится в частном собрании французского коллекционера, почитателя таланта русского художника, Жоэля Гарсиа. Начиная с 1971 года, он буквально по крупицам собирал работы Павла Шмарова — гениального русского художника.
Жоэль Гарсия говорит: «Он (Павел Шмаров) был для меня всем: и вдохновением, и другом и сыном. Павел Шмаров оставил в Париже большое художественное наследие, наследие всего Русского народа. Это моя самая большая гордость. Я всегда был восхищен Вашей страной, ее величием, красотой, талантами и благородством души Русского человека. Отдавая дань гению Павла Шмарова, в знак уважения к русскому народу, мне хотелось бы передать часть его работ в Российские музеи. Это история России, ее дух и ее духовность».
На сегодняшний день Жоэлю Гарсия принадлежит свыше 500 работ, что является наиболее полным собранием живописи и графики позднего, парижского периода творчества Павла Шмарова, художника, которого во Франции называют «Русским Ренуаром».

Возможно, современные благотворительные фонды и меценаты России станут гораздо щедрее к русской культуре, и смогут вернуть из забвения оставшуюся часть  картин на Родину.