ММСО. Форум «Город образования»

Педагогика нового формата

dwsa122222

Московский педагогический государственный университет был основан в 1872 году как Московские высшие женские курсы. За почти полторы сотни лет университет стал крупнейшим образовательным учреждением. Сегодня он  входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия России. Ректор МПГУ академик Алексей Львович Семенов рассказал нам об основных направлениях работы и планах главного педагогического вуза страны.

— Безусловно, МПГУ – старейший педагогический вуз, за время развития которого требования к педагогам менялись неоднократно. Что вы можете сказать о современных компетенциях эффективного педагога?

— Вопрос для нас особенно актуальный по нескольким причинам. Во-первых, сейчас вступают в действие профессиональные стандарты педагогов, в разработке которых участвовал и я. С этим связана необходимость в разработке системы аттестации учителей в регионах России. По поручению министра Правительства Москвы – Исаака Калины мы вместе с МГПУ ведем такую разработку. При этом мы должны, исходя из профессиональных стандартов, сформулировать профессиональные компетенции, методики и процедуры аттестации. Безусловно, аттестация не должна базироваться на заполнении вороха бумаг или сдаче экзамена в форме постановки крестиков в квадратики. Основой должна стать реальная работа учителя в школе, оценка этой работы со стороны всех участников образовательного процесса, компетентность в своем предмете и методике его преподавания, в том числе умение проанализировать работу учащегося, его выступление, дать ему совет, индивидуальное задание. Изменения в образовании сегодня обусловлены самой жизнью. Сегодня человек живет не в том мире, где он родился, где жили его родители. Приведем простой пример из жизни. В моем детстве считалось, что ребенок до четырех лет не может пользоваться телефоном. Сейчас двухлетний ребенок может спокойно ответить на звонок и позвонить бабушке. Связано ли это с изменением способностей детей? Скорее, с тем, что из себя представлял телефон тогда и что представляет сейчас.Оказалось, что дети быстро учатся обращаться с техникой, с гаджетами. Может ли наше поколение научить их технологиям? Скорее, мы должны учиться у детей. Радикальные изменения мышления и способов учения человека, связанные с новыми информационными технологиями, были выявлены гениальным психологом, профессором нашего университета Львом Выготским. Сегодня абсолютно недостаточно просто передать ребенку знания, накопленные предшествующими поколениями. Нужно в ребенке сохранить и развить ту способность, с которой он рождается – умение учиться.

— Другими словами, образование не ограничивается школой и вузом?

— Да, учатся на протяжении всей жизни. И нам нужно научить этому детей. Как это сделать? Самое простое  – показать, как это делается. Но в этом-то и заключается сложность: в традиционной школе учитель не учится сам – он уже все знает по умолчанию и передает эти знания детям. Сейчас наша задача – донести до педагогов, что нет ничего зазорного в том, чтобы быть открытым, чему-то учиться на месте, спрашивать совета у детей. Например, как открыть какую-то программу на компьютере.

fdsdqweasdxz1

— Трансформация старых подходов позволит, на ваш взгляд, повысить эффективность педагогов?

— Начнем с того, что мы перестали говорить, что все наши выпускники должны прийти на работу в школу. Предположим, в школах города есть десять вакансий для учителей математики, а математический факультет университета в этом году заканчивают 100 человек. Я бы сказал, что университет выполнил свою задачу, если в школу пришли 10 человек из двадцатки лучших выпускников университета.

— В таком случае по какому пути должна пойти карьера остальных выпускников?

— А по какому пути пойдет карьера выпускников мехмата МГУ? По идее, они должны заниматься математическими исследованиями, доказывать новые математические теоремы. Но меньше десяти процентов этим занимается. Остальные обращаются к смежным областям, к сфере информационных технологий, к преподаванию. Главное, что они получают умение структурировать информацию и строить модели реальных процессов, рассуждать логично. Мы же даем нашим студентам наиболее универсальные знания: как учиться и учить других. Это основные компетенции, которые позволяют студентам успешно работать в различных сферах.

— А какие инновационные образовательные технологии позволяют оптимизировать процесс обучения?

— Мы начинаем обучение студентов с  так называемого погружения. Ученый Ян Амос Коменский говорит о важности  матетики – науки, искусства, технологии  учения. Первые месяца полтора у наших первокурсников –погружение в эту науку. Чего ждут вчерашние школьники? Что они будут сидеть на скучных лекциях, одновременно общаясь в социальных сетях и пытаясь при этом параллельно что-то записать. Но это не учение. Другое дело – освоить язык жестов, начать говорить за два дня по-английски или выразить философскую мысль в театральной сценке. Учение состоит в том, чтобы на практике освоить приемы и методы, которые позволяют вам эффективно учиться. И студенты осваивают методы грамотного и действенного учения на практике и одновременно пытаются понять, что помогает им самим и их друзьям успешно учиться. Не менее важна для наших студентов их педагогическая практика. Они с первого курса приходят в детский сад и школу. Там перед ними педагогические проблемы ставит сама жизнь. Проблемные ситуации они записывают на видеокамеру или просто на сотовый телефон. Эти записи, связанные с ними размышления, вопросы, гипотезы студенты приносят на свои занятия в университете. И там они получают помощь в анализе, ответы на свои вопросы. Это – важнейшая часть их психолого-педагогического образования, профессиональный и жизненный опыт.

— То есть обучение происходит, как сейчас модно говорить, на кейсах?

— Это не кейсы, а сама жизнь. Наши студенты учатся быть педагогами в реальных условиях. Отметим еще один важный аспект педагогической практики, выявленный еще Львом Семеновичем Выготским. Один из самых выдающихся гуманитариев ХХ века, работавший в МПГУ, он разработал принципы педагогики и психологии, которых мы придерживаемся до сих пор. Кстати,  сегодня его труды привлекают внимание и ученых из других стран – он по-прежнему является, пожалуй, самым известным российским психологом в мире. Так вот один из принципов – социальность обучения. Образование должно происходить в диалоге, гипотезы и идеи нужно обсуждать, совета нужно спрашивать. Почему так сложно учиться по книге? Даже если, по выражению Бахтина, чтение представляет собой диалог с автором, эта коммуникация затруднена.

unspecified

— Вы упомянули интерес зарубежных преподавателей к разработкам ваших ученых. А вообще насколько тесно происходит обмен опытом с другими странами? Удается ли перенимать опыт? Или, напротив, делиться им?

— Сейчас сотрудничество с другими странами происходит достаточно активно. В 2000 году в ЮНЕСКО была принята программа «Образование для всех», которая должна была значительно повысить уровень образования в мире. Программа была рассчитана на 15 лет. Но 15 лет прошло, а многие проблемы образования не решены. Недавно в Мексике прошел форум, в котором я принимал участие. Речь на нем шла о целях следующего 15-летия – до 2030-го года. Важнейшая среди таких целей – воспитание нового поколения учителей. Что касается чужого опыта… Бездумно копировать ничего нельзя, везде есть свои тонкости, особенности менталитета. Так, в международных исследованиях  качества образования фигурируют Китай, Сингапур, Корея. Можно ли взять их систему образования и скопировать ее? Это совершенно невозможно, в этих странах сильные авторитарные традиции в семье, обществе в целом, а значит, и в школе. Там высоки преимущества, которые дает высшее образование, его престиж. У нас ситуация иная, и мы вынуждены исходить из нее.

— А какие стратегические направления сейчас наиболее актуальны для развития МПГУ?

— Я уже говорил о модели универсального бакалавриата: воспитания грамотного, культурного гражданина XXI века, умеющего учиться и учить других. Ее успешный выпускник может работать в школе, при этом используя и знания в соответствующей области науки или культуры. Но эти знания могут быть и основой для освоения магистерской программы. Но все же наши основные магистерские программы рассчитаны на работающих учителей. Здесь они осваивают современные подходы к работе с особыми категориями детей, ведут связанные с этим научные исследования.Так, учитель-химик должен не только в совершенстве знать химию. Ему может понадобиться умение работать с гиперактивными детьми, детьми мигрантов и т. д.

Важнейшим стратегическим направлением для нас являются когнитивные исследования и их приложения в педагогике. Я уже говорил о важности для нас исследований Выготского. Но за последние десятилетия в когнитивных науках было получено множество результатов, получающих непосредственно применение в обучении детей.