образование

МГТУ им. Баумана: русская инженерная школа и инновационные технологии

%d1%80%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%be%d1%80-%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be

Лучшим доказательствам высокого качества образования вуза являются его выпускники. Имена выпускников МГТУ им. Н. Э.Баумана, ведущего свою историю с 1830 года, говорят сами за себя. В различные годы университет окончили известные инженеры, конструкторы и ученые –  академики В. Г. Шухов, А. Н. Туполев, С. П. Королев, Н. А. Доллежаль, А. И. Целиков, С. А. Лебедев…

Список продолжают десятки имен, а сколько еще достижений и открытий предстоит совершить студентам одного из ведущих технических вузов страны! Мы поговорили о приоритетных направлениях развития, актуальных образовательных методиках и конкурентоспособности выпускников в современных экономических условиях с ректором МГТУ им. Н. Э. Баумана Анатолием Александровичем Александровым.

Новый уровень инженерной мысли

Анатолий Александрович, в чем заключается особенность образовательного процесса МГТУ им. Баумана? Какие актуальные методики используются?

— Основа наших образовательных программ – это «русский метод обучения», зародившийся еще в середине XIX века в Императорском Московском техническом училище, как тогда называлось наше учебное заведение. Актуальный и сегодня, «русский метод» включает три основные составляющие  – глубокое изучение теории и фундаментальной базы, практическую подготовку, основанную на реальной работе студентов на производстве, постоянное взаимодействие с промышленностью. У нас есть динамично следующая за научно-техническим прогрессом научная и производственная база, которая позволяет ребятам учиться в условиях, максимально приближенных к тем, с которыми они столкнутся на предприятии. Молодежь работает в наших лабораториях с преподавателями, со старшими товарищами. Студенты совершают ошибки, ищут выход из трудной ситуации, находят его, понимают, каких знаний не хватает и что нужно подтянуть, то есть привыкают к обучению во время труда и на практике осваивают науку. Можно сказать, что в процессе работы они становятся с наукой на «ты»: обучение нужно не потому, что если ты не ответишь на вопрос преподавателя, тебе поставят двойку, а потому что уже сегодня эти знания нужны при вычислениях и расчетах для решения конкретных задач. «Русский метод обучения» появился в середине ХIХ века как ответ на вызовы времени, когда бурно развивавшаяся отечественная промышленность нуждалась в собственных инженерах высокого класса, которые были бы способны заменить  приглашенных дорогих специалистов из-за рубежа. Императорское училище стало представлять «русский метод» на различных международных выставках и получать награды, привлекая внимание иностранных коллег.  Так, Массачусетский технологический институт (MIT) признал метод единственным применимым в американских технических учебных заведениях. Сейчас внедряется новый современный подход к инженерному образованию – CDIO. Это разработка MITочень напоминает модель «русского метода обучения».

— Таким образом, заложенные еще МГТУ им. Баумана стандарты технического образования в трансформированном виде стали основой для современных методик?

— Да, нам есть чем гордиться и, самое главное, есть на что опираться – у нас десятилетиями формировалась собственная научная школа. Если в университете есть гениальный ученый, то это еще не школа, это только одно яркое имя. Школа формируется, когда у ученого появляются последователи, развивающие его идеи. «Русский метод обучения» – это основополагающие стандарты и принципы нашего образования. Они наиболее актуальны в настоящее время, когда весь мир выходит на новый уровень инженерной мысли, нащупывает новые технологии и решения.

— О каких конкретно трендах и направлениях можно говорить?

— Пока это общие тенденции – нано-, био-, когно-, социотехнологии. Новые технологии рождаются на стыке дисциплин и направлений. Новые знания образуются благодаря сочетанию процессов, которые казались несовместимыми, но именно такое сочетание несочетаемого приводит к научному прорыву. Именно поэтому мы так много уделяем внимания нанотехнологиям, новым инструментам, позволяющим уже сегодня создавать материалы и системы с заранее заданными свойствами из молекулы атома. Это инновационные процессы, за которыми будущее и которые нам доступны уже сегодня. Например, наши ученые работают над созданием квантового компьютера – инструмента нового поколения, в котором совмещены технологии из разных сфер.

Век инновационной экономики

Век информационных технологий ставит перед выпускниками новые задачи. Какими компетенциями должен обладать ваш выпускник, чтобы научиться их решать?

— Сегодня идет много споров о том, каким должен быть инженер XXI века. Кто-то считает, что такой специалист должен быть «заточен» под конкретное производство, чтобы не сталкиваться с проблемами на предприятии. Мы придерживаемся мнения, что наш выпускник в первую очередь должен уметь добывать знания и адаптироваться в новой обстановке. Мы предлагаем студентам различные траектории обучения: кто-то выбирает профессию, которую успевает освоить в рамках бакалавриата, и ему этого достаточно. Другой студент стремится к исследовательской работе – это бакалавриат и магистратура. Еще одна траектория обучения ориентирована на инженеров-разработчиков – монопрограмма, специалитет, которая позволяет освоить базу, включающую в себя большое количество дисциплин, в процессе непрерывного обучения. Кроме глубоких знаний, подобный формат позволяет развить инженерную интуицию, научиться смотреть на проект с различных точек зрения, такие студенты и становятся новыми Королевыми.

Можно ли говорить об уникальности образования МГТУ им. Баумана?

— Наши образовательные программы дают студентам не только компетенции и знания, которыми должен сейчас обладать инженер. В первую очередь мы готовим самодостаточных специалистов, способных к самостоятельному обучению. Начиная с XIX века, мы уделяем большое внимание инженерной подготовке – фундаментальным дисциплинам. До сих пор у нас очень серьезное отношение к «опорам опор» – математике и физике. Если у студента нет базовых знаний, то вряд ли он освоит дополнительные компетенции.

Университет каждый год проводит молодежный научный форум «Шаг в будущее», в этом году мероприятие состоялось уже в 25-ый раз. Расскажите об основных достижениях и итогах программы.

— Этот проект мы запустили в непростое время – в 90-е годы, когда техническое образование стало менее популярным, а абитуриенты стремились стать менеджерами и экономистами. Конкурс резко упал, наш набор происходил «по остаточному принципу», что, конечно, нас не устраивало. Мы начали самостоятельный поиск своего абитуриента и обратились к средней школе. Ученики средних классов предлагали свои проекты – иногда совершенно невероятные. До ста тысяч ребят в год принимали участие в конкурсах в регионах, лучшие из лучших приезжали в Москву. Профессора тщательно и без скидок на возраст рассматривали их проекты, критиковали, участники возвращались домой и привозили доработки через год. Нам важно было выбрать талантливых учеников, пусть не отличников, но с  инженерным мышлением, увлеченных и амбициозных.

Студенты и реальное производство

Какие основные партнеры-предприятия  сейчас есть у МГТУ им. Баумана?

— Если у технического вуза нет партнеров в реальном секторе производства, то теряется его смысл как учебного заведения. С XIX века университет поддерживает связь с предприятиями, начиная с появления завода рядом с Императорским училищем. Наши студенты работают, проходятпрактику и учатся на предприятиях, наши преподаватели выезжают на производство, чтобы читать лекции и проводить семинары. Таким образом, выпускники получают  рабочие места на ведущих предприятиях оборонной и космической отрасли. Среди таких организаций, позволяющих совмещать работу и образовательный процесс, –  «Роскосмос», «Росатом», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева и многие другие.

—  А какова степень участия представителей компаний в образовательном процессе?

— Среди преподавателей, работающих со старшекурсниками, свыше 30% . Это представители промышленных корпораций. При этом речь идет не о штатных инженерах, а о главных конструкторах и управляющих. Порядка 30 кафедр возглавляют ведущие специалисты крупных предприятий. Мы совместно с ними готовим именно тех высококвалифицированных инженеров, которые нужны на производстве. Поэтому даже те руководители производств, время которых расписано по минутам, уделяют внимание развитию кафедр МГТУ. Это вклад в будущее.  Результат нашего совместного труда – инновационное оборудование и технологии, которые еще вчера сложно было представить.

Можно ли оценить востребованность выпускников вуза?

— У нас нет проблем с трудоустройством выпускников, абсолютное большинство студентов завершают обучение, имея предложение работы по специальности. Уже в середине обучения в результате стажировок и практик на реальном производстве большая часть наших студентов закрепляется на достойных рабочих местах. Остальным мы помогаем с поиском своего места.

На шаг впереди

— Как происходит обмен опытом и взаимодействие с другими странами?

— Специфика нашего вуза такова, что мы не можем себе позволить смело обмениваться опытом и разработками с другими странами, поэтому любое взаимодействие должно происходить с осторожностью. Но мы успешно реализуем программы обмена студентами с ведущими техническими вузами Швейцарии, Франции. Так, министр образования Франции лично приезжала в МГТУ им. Баумана, чтобы договориться о включении студентов из Монпелье в проект по созданию инновационного спутника, который реализуют наши студенты. Отдельная страница нашего международного взаимодействия  – азиатские страны. Активное сотрудничество ведется в рамках работы Ассоциации технических университетов России и Китая, в которую входят несколько десятков лучших технических университетов обеих стран. Ассоциация была создана благодаря инициативе нашего вуза и Харбинского политехнического университета для совместного повышения квалификации преподавателей, изучения современного оборудования и взаимодействия студентов на летних школах. Кстати, дружба студентов – залог того, что и далее обмен практиками будет эффективным и ценным. Это, в свою очередь, приводит к взаимодействию преподавателей. Так, наш Центр плазменных исследований и технологий возглавляет директор Мюнхенского Института внеземной физики Общества Макса Планка Грегор Морфилл. Можно привести и другие примеры успешного сотрудничества.

Каким направлениям развития уделено особое внимание? Какие центры и институты открыты в университете?

— Научно-исследовательские институты МГТУ им. Баумана – это самостоятельные подразделения, которые ведут активную научную и образовательную деятельность. Они работают в таких направлениях, как «Конструкционные материалы и технологические процессы», «Специальное машиностроение», «Радиоэлектроника и лазерная техника», «Энергомашиностроение», «Информатика и системы управления», «Радиоэлектронная техника», «Автоматизация производственных процессов», «Биомедицинская техника», «Организационно-экономические проблемы». Кроме того, мы пошли по пути создания научных центров. Сейчас основных центров четырнадцать, и многие из них используют оборудование такого уровня, какого больше нет в России. Создание центров позволило вернуть молодежь в лаборатории. Еще недавно студенты не стремились к дополнительной работе, но удивительные технологии и инновационное оборудование делают учебу намного более интересной. Кроме того, студенты не только повышают свой профессиональный уровень, но и получают возможность заработать, что тоже сейчас немаловажно.

Какие стратегические задачи сейчас стоят перед ключевым техническим вузом России? Как они соотносятся с общими тенденциями развития технического образования?

— Для нас сейчас главное – двигаться по определенной траектории. Нам не нужно специально искать свой путь: мы с 1830 года идем по нему, его и нужно придерживаться. Не потерять научные школы, успеть передать молодежи эстафетную палочку знаний и опыта, двигаться в ногу со временем, используя старые знания и накопленный опыт. Если мы справимся с этими задачами, то  воспитаем востребованных грамотных специалистов. Разработок, идей и проектов сейчас множество, но именно квалифицированный инженер-разработчик сможет воплотить их в жизнь. Мы воспитываем уверенных в себе людей, готовых принять ответственность. Обучаем будущих генеральных конструкторов, которые не ждут, что им принесут идеи и технологии на блюдечке, а способны сами реализовать самые смелые проекты, используя новейшие инструменты. Важно, чтобы наши специалисты оставались в России. Мы не можем остановить поток уезжающих за рубеж – это и не нужно! Главное, чтобы они, побывав по академическому обмену, на стажировках в зарубежных университетах,  возвращались в свою страну и здесь находили бы возможность для самореализации, для применения своих знаний. И нам удалось создать привлекательные условия для инженерного творчества – в самых прорывных направлениях современной техносферы. Так зачем уезжать? От добра добра не ищут. Сейчас молодежь, отвечая на вопрос, что для них важно и ценно, говорит об интересной, ответственной работе. Вот мы и даем студентам такие знания, умения и навыки, которые позволяют им быть востребованными  лучшими промышленными предприятиями России.