ММСО. Форум «Город образования»

Колыбель мировой элиты

img622

Махмуд Аббас и Владимир Платонов, Бхаррат Джагдео и Андрей Клишас   все они когда-то окончили РУДН и сделали карьеру каждый в своей области. Много лет назад выпускником факультета физико-математических и естественных наук стал и наш собеседник, стоящий сегодня у руля родного университета – ректор РУДН, профессор, министр образования РФ 1998-2004 гг. Владимир Филиппов.

Владимир Михайлович, девиз вашего вуза звучит громко: «Мы готовим мировую элиту!». Столь амбициозный посыл среди российских альма-матер есть только у вас, не так ли?

Причем не только среди российских, но и мировых вузов! Когда мы представляли свою «дорожную карту» в программе «5-100», один из известнейших в мире специалистов в области интернационализации высшего образования Филипп Альтбах заявил: «РУДН – один из самых интернационализированных вузов в мире, и уж точно самый интернациональный в России». Стоит понимать, что есть еще одно понимание словосочетания «мировая элита»: люди, услышав о РУДН, думают, что мы готовим будущих премьер-министров, президентов и т.д. Но мы в большей степени формируем мировую профессиональную элиту, иными словами, элиту врачей, инженеров, юристов, экономистов. Для нас важно, чтобы они вышли в жизнь профессионалами. А то, что в будущем они, возможно, станут общественными или государственными деятелями в своих странах – это уже дело дальнейшего карьерного роста наших выпускников. Кстати, за многолетнюю историю РУДН из его стен вышла не одна сотня министров.

Какими критериями должен обладать выпускник РУДН, чтобы соответствовать своему высокому предназначению?

Меня, в прошлом министра образования России, часто спрашивают: «Что нужно, чтобы достичь в карьере успеха?». В первую очередь, вы должны быть хорошими профессионалами. Второе: чтобы продвигаться по карьерной лестнице, вы должны одновременно заниматься общественной деятельностью – как в своем профессиональном сообществе, так и в социуме, в котором живете. Понятия «элита» и «лидерство» очень близки. Если вы будете хорошо заниматься, например, только математикой или какой-то иной узкой профессией, то завоюете авторитет лишь в своей профессиональной среде. Но если желаете добиться признания гораздо более широкого круга лиц, вы обязаны заниматься общественной деятельностью. Вот почему своим студентам я всегда советую начинать свой карьерный путь с руководства каким-либо кружком, чтобы затем возглавить что-либо на факультете или в землячестве, потому что только так можно воспитать в себе лидерские качества.

А какие факторы способствуют воспитанию лидеров в Российском университете дружбы народов?

В первую очередь, очень высокий уровень ответственности, который статус вуза накладывает как на преподавателей и весь руководящий состав, так и на студентов. Поэтому очень четко отработана схема обратной связи «ректор – студент». Мне на электронную почту приходят самые разные сообщения от учащихся. К примеру, недавно получаю такое письмо: «Уважаемый ректор! Вы позиционируете РУДН как университет, воспитывающий элиту. А между тем в общежитии нашего элитарного вуза протекает сливной бачок». Разумеется, я реагирую на такие послания, потому что даже при плохой работе сантехников ни о каком воспитании элиты речи идти не может. В нашем университете приняты и действуют Кодексы чести поведения преподавателя, студента и административного аппарата. Эти документы, принятые на Ученом совете, обязательны к исполнению. Некоторые правила столь серьезны, что доходит до исключения из университета. Положения о Кодексах чести как студентов, так и преподавателей разрабатывались при активном участии студсовета РУДН. Ребята имели полное право добавлять в них все, что считали нужным, и наоборот, указывали на необходимость убрать ту или иную норму, доказывая при этом, почему прописанная в проекте кодекса позиция вызывает опасения. Здесь я как ректор действовал по принципу: мы это делаем не для вас, а вместе с вами.

И подобная практика, наверное, также позволяет формировать лидерские качества учащихся?

Таким подходом к делу мы стараемся сделать так, чтобы лидеров стало больше. И ребята откликаются на такой посыл. Создают даже особые должности, чтобы заполучить лидерские навыки. У нас обучаются юноши и девушки из примерно 150 стран мира. Студенты более ста стран и национальностей имеют в вузе свои землячества, и во многих из них есть не только президент, но и вице-президенты. Бывает так, что в том или ином землячестве исключительно все – начальники! Каждый за что-то отвечает. Очень важно, когда человек с юных лет чувствует ответственность. К примеру, если студент в своем землячестве является вице-президентом по культуре, он отвечает за пропаганду культуры своей страны. У нас каждую неделю проходит профильная неделя того или иного государства. Вот недавно была Неделя культуры Колумбии, потом – неделя Мадагаскара. И отвечает за это мероприятие именно вице-президент землячества, курирующий данное направление.

Недавно мы ввели еще одну традицию, которая в России слабо развита: в стране крайне мало профессиональных ассоциаций. Поэтому мы стали вовлекать студентов не только в кружки или секции, но и в создание профессиональных объединений. У нас появились сообщества молодых агрономов, геологов, машиностроителей. Упор делается не только на общение между собой – на встречи ребята зовут практикующих экспертов, представителей профессиональной среды. Для чего? Чтобы в студентах «на берегу» закладывалось ощущение принадлежности к числу специалистов, к элите, которую надо растить с первого курса, чтобы уже «новобранцы» чувствовали сопричастность к профессиональному сообществу России и всего мира.

В чем преимущества образовательных программ РУДН?

Российское высшее образование очень неплохо котируется в мире, потому что стандарты российской высшей школы задают определенную планку, ниже которой опускаться нельзя, и это дает сильные гарантии. Выстраивая в РУДН систему бакалавриата, мы сравнили, чему учат по специальности «Журналистика» в 19-ти университетах США. Взяли их учебные планы и удивились – в программах только две общие дисциплины: история США и английский язык. Все остальное – в разделе «разное». И чему учат, известно только в самом колледже. У нас есть стандарт: обязательны такие-то дисциплины, на каждую из которых полагается столько-то часов, такие-то компетенции. Не случайно мы в РУДН каждый год получаем абитуриентов более чем из ста стран мира. А если едут к нам – значит, знают, что, получив образование у нас и вернувшись на родину, они найдут себе престижную работу, хотя будут в конкуренции с выпускниками американских, британских, французских вузов. Но этого недостаточно. И я так настраиваю своих коллег: сейчас, когда высшее образование в мире стало массовым, и мы наблюдаем перепроизводство людей с высшим образованием, надо предлагать нечто большее, чем просто диплом о высшем образовании. Иначе говоря, выпускники РУДН должны выходить из стен вуза, имея на руках несколько дипломов и сертификатов об образовании. К примеру, нужно обучать наших студентов-инженеров или агрономов еще и специальности «переводчик», потому как у нас учебных часов на иностранные языки в три раза больше, чем положено российским вузам по стандарту. Я, кстати, когда окончил физмат, получил одновременно дипломы переводчика с английского и французского языков. И мне это всю жизнь помогает. Второе направление – мы в РУДН разработали полторы тысячи программ дополнительного образования. Ни один отечественный вуз не имеет ничего подобного. Мы предлагаем обучиться по этим программам и собственным студентам, и внешней аудитории.

РУДН входит в ТОР-100 университетов стран-членов БРИКС. Вы плотно работаете над созданием сетевого университета государств, входящих в это объединение. Как продвигается работа в этом направлении?

РУДН является базовым  вузом Сетевого университета СНГ, куда входят 28 университетов из 9 стран Содружества. Кроме того, РУДН – базовый вуз Сетевого университета ШОС, куда входят 80 университетов из 5 стран Шанхайской организации сотрудничества. Отобрано 12 вузов из России, включая нас, которые вошли в Сетевой университет стран БРИКС, и мы определили для себя приоритеты. В частности, одно из направлений – исследование космических технологий в части подготовки профильных магистров.

Год назад РУДН открыл Центр управления полетами. Можно ли подробнее рассказать об этом проекте?

В традициях РУДН – давнее и активное партнерство с профильными организациями в космических исследованиях. Наш профессор, академик РАН Николай Агаджанян как врач принимал участие в подготовке к полету Юрия Гагарина, за что получил Государственную премию. Международное космическое право создавалось профессором РУДН Геннадием Жуковым – признанным авторитетом в этой области. Около 8 лет мы реализуем соглашение о сотрудничестве с Федеральным космическим агентством и ГК «Ростехнологии», благодаря чему создали 9 кафедр, где готовим специалистов по использованию космических достижений в разных отраслях народного хозяйства. Учитывая, что РУДН – это университет, где много иностранцев, мы при этих кафедрах создали Центр управления полетами, где абсолютно всех студентов всех направлений обучают специальным модулям по использованию космических достижений в своей работе.

Владимир Михайлович, вы сами оканчивали РУДН, длительное время являетесь его ректором. История вуза и ваша жизнь очень тесно переплетаются. Каким вы видите университет, скажем, лет через двадцать?

РУДН – единственный по международным меркам классический университет в России: у нас есть аграрный и инженерный факультеты, медицинский институт. Наш факультет физико-математических и естественных наук объединяет в себе химию, физику, математику, информатику, радиоэлектронику… И все – в рамках одного факультета. Такая многопрофильность – тоже наша характерная черта. Благодаря этому потенциалу мы стали глобальным университетом. Сейчас перед нами стоит стратегическая задача – стать исследовательским университетом. Такую задачу под силу решить лет за десять. Для этого важно обновлять материально-техническую базу, содействовать ученым в публикациях их трудов в ключевых научных изданиях планеты. Нам надо выращивать новый менеджмент университета. Кстати, на все позиции мы объявляем всероссийский конкурс. Нам нужны только лучшие – так было и так будет.