ММСО. Форум «Город образования»

«ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ» «Тяжелые» аргументы легкой промышленности

5996b6fe78ca14ac2d9dd62e16846df4ed9181f6248316db48pimgpsh_fullsize_distrНаблюдаемые сегодня в экономике  глобализационные процессы отразились и на сферах социальной жизни. Закономерность такого взаимовлияния очевидна и объясняется всевозрастающим значением крупных корпораций, последнее слово которых зачастую является решающим. Если разные организации находят что-то общее, то они объединяются и вместе строят нужное.

На страницах нашего издания мы уже говорили о целесообразности глобального корпоративного подхода в профессиональном позиционировании с руководителем вновь образованного Учебно-производственного объединения (УПО) «Сервис и легкая промышленность», кандидатом педагогических наук, директором Государственного автономного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Технологический колледж № 24» Ириной Васильевной Судибор.   Сегодня  такая стратегия объединения в решении общих отраслевых задач только подтверждает свою жизнеспособность.

 

В качестве основных доказательств мы приводим осмысление опыта, на примере УПО «Сервис и легкая промышленность», который будет особенно актуальным накануне Международного Московского Салона Образования — 2016.
От конкуренции   к партнерству

В основу выбранной Учебно-производственным объединением  стратегии положена взаимовыгодная практика сотрудничества, ставшая логическим следствием детального анализа сильных и слабых сторон друг друга. Как результат, созданный проект вобрал в себя сильнейшие профильные активы, имеющиеся на базе входящих в состав УПО «Сервис и легкая промышленность» 10 профессиональных образовательных организаций города Москвы.

Значительно укрепившаяся материально-техническая база – 38 зданий, колледжи, школы, садики, расположенные в семи административных округах Москвы  –  сегодня представляет конкурентоспособный продукт с сильными позициями на рынке. Именно они дают новому объединению возможность интенсивно продвигать свои, теперь уже совместные, усилия в плане расширения профильного влияния на рынке образовательных услуг. Прежде всего, речь идет о таких первостепенных для каждого его участника вещах, как профессиональное позиционирование и расширение сферы влияния в образовательном пространстве московского региона, подготовка специалистов в области индустрии сервиса и услуг, легкой и полиграфической промышленности, ювелирного дела, малого бизнеса и информационных технологий, а также налаживание взаимодействия с потенциальными социальными партнерами и работодателями.

Игра в открытую

Наличие собственной базы социальных партнеров и работодателей для каждого конкурентоспособного учреждения всегда была игрой, победа в которой определяется умением хорошо  «маскировать карты». Пример нового объединения ломает этот стереотип в противоположность собственным же многолетним традициям. И вот почему.

«Сервис, легкая и полиграфическая промышленность являются теми ведущими публичными направлениями деятельности ассоциации, которые в буквальном смысле определяют ее лицо,  –  считает руководитель УПО «Сервис и легкая промышленность» Ирина Судибор.  –  Участники этого сектора образовательных услуг и их выпускники, завтрашние представители индустрии красоты и сервиса, легкой и полиграфической промышленности,  представляют большую конкурентную способность, если она реализуется совместными усилиями. Опять же партнерство в этом направлении дает развитие той самой необходимой среды для встречи работника и его работодателя».

Этим  целям способствовало  проведение в течение года целого ряда масштабных совместных проектов колледжей, входящих в состав УПО «Сервис и легкая промышленность». Обязательным условием стало приглашение на мероприятия своих социальных партнеров, работодателей, органов исполнительной власти.

12894411_1538580549768993_564881913_o

В  области парикмахерского искусства:
Открытого чемпионата Москвы «Московские мастера» по стандартам WorldSkills по компетенциям  «Прикладная эстетика» и  «Парикмахерское искусство», Регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по профессии «Парикмахер», конкурсов  «Московские мастера по профессии  «Парикмахер», «Топ-25 students».

 

В области легкой промышленности: «Московские мастера» по стандартам WorldSkills  по компетенции  «Технология моды», регионального этапа Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности  «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», международного конкурса молодых модельеров-дизайнеров  «Международная Ассамблея моды», конкурсов  «Московский дебют», «Экзерсис», «Moscow. Fashion. Look — Город. Мода. Образ».
В области декоративно-прикладного искусства:

Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia в компетенции «Ювелирное дело», конкурсов «Традиции Фаберже в XXI веке»,  «Молодые дарования Московии».
В области полиграфического производства и СМИ:

Открытого чемпионата профессионального мастерства «Московские мастера» по стандартам WorldSkills Russia в компетенциях «Графический дизайн»,  «Печатное дело».
Всего за прошедший год было проведено 119 совместных мероприятий.

Таким образом, список  социальных партнеров УПО «Сервис и легкая промышленность» значительно расширился и сегодня составляет уже свыше шестисот предприятий, фирм и организаций,  двери которых отныне открыты для каждого из десяти членов нового объединения.

География и сфера деятельности социального партнерства и потенциальных работодателей нового учебно-производственного объединения  разнообразна и включает в себя  городской, региональный и международный форматы. В этом списке такие известные участники, как: ведущие бренды в области парикмахерского искусства –  Estel, Londa, Wella, Dikson, Aldo Coppola и другие, а также ряд крупнейших, средних и малых предприятий социальной и коммерческой сферы. В частности,
Сбербанк и Пенсионный фонд России, ООО  «Росгорстрах», ООО  «Гранд Отель», ЗАО «РАЛЬФ Рингер», ООО Московский часовой завод «Ника», ОАО «Московский Ювелирный завод».

В марте 2015 года опытом работы УПО  «Сервис и легкая промышленность»
заинтересовались представители белорусской делегации, директора профессиональных образовательных учреждений города Минска. Пример совместной реализации производственных и учебных задач, представленный в ходе проведения круглого стола по профессиональному образованию города Москвы, был по достоинству оценен белорусской стороной. И сам круглый стол, проходивший на базе Первого Московского образовательного комплекса, также стал следствием укрепляющихся коммуникативных связей, в рамках которых к услугам партнеров предлагаются производственные и учебные площадки для проведения различного рода профессиональных и отраслевых встреч.

Международные проекты УПО  «Сервис и легкая промышленность» сегодня совместно реализуются с такими странами как Финляндия (Колледж № 48), Южная Корея (Колледж № 34), Польша и Белоруссия (Колледж № 24), Франция и Германия (1-й МОК) и другими. Для его участников это означает тот факт, что присоединиться к этим проектам может каждый из них. С другой стороны, взору и работодателей, и социальных партнеров отныне представлена значительно расширившаяся панорама для отбора талантливых выпускников, прежде профессиональная судьба которых предопределялась во многом условиями негласных «джентльменских»  соглашений между работодателем и определенной альма-матер.
Означает ли это, что члены нового объединения теперь также вольны в выборе конкурентных методов борьбы для достижения тех или иных личных целей вопреки интересам партнеров?  Сами партнеры, соблюдающие в данном случае этические принципы, заверяют, что нет. Впрочем, как представляется, не только мораль, но и объективные факторы способствуют сегодня тесной коммуникации между представителями образовательных организаций.

Известно, что российская легкая промышленность в последнее время переживает определенный подъем,  спровоцированный известными политическими событиями в ряде стран, прежде представлявших лучшие условия для размещения производства легкой промышленности. Медленно, но все же, отечественные дизайнеры сегодня обращают свои взоры в сторону российского рынка. Для образовательных организаций, занимающихся подготовкой кадров для легкой промышленности, это означает зарождение новых надежд и связанных с ними возможностей, которые в силу пока еще несовершенства целесообразнее было бы решать сообща, подстраховывая и доверяя друг другу.

В мае прошлого года в стенах Технологического колледжа № 24  прошло Общее собрание членов Российского союза производителей одежды с участием представителей Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга, крупнейших предприятий текстильной и легкой промышленности страны. Новые подходы УПО  «Сервис и легкая промышленность» в подготовке профессиональных кадров (что немаловажно, реализуемых в условиях продолжающегося в стране процесса импортозамещения) вызвали интерес со стороны бизнес-сообщества. Такой результат стал хорошим критерием выбранного курса.

12516847_1538581536435561_187750274_o
Профессиональные квалификации: настоящие и будущие

Центры профессиональных квалификаций в настоящее время действуют в 5 из 10  профессиональных образовательных учреждений,  входящих в состав УПО «Сервис и легкая промышленность».  Выдвинутая Президентом РФ В. В. Путиным идея создания подобных центров  получила поддержку, отразив концепцию профессионального продвижения самих участников этого процесса.
Интерес к таким образовательным центрам со стороны целевой аудитории (взрослого населения страны) в России есть, и это объясняет их всевозрастающую популярность. Очевидно, что спрос в данном случае рождает предложение.  Наглядно демонстрируется успешный опыт работы того же Технологического колледжа № 24 города Москвы, который является базовым в деятельности учебно-производственного объединения.

Действующий при колледже многофункциональный центр профессиональных квалификаций «ЛИДЕР» ежегодно выпускает порядка тысячи человек, которые получают здесь новые профессии или совершенствуют старые.

На реализацию непрерывной образовательной траектории нацелен еще один образовательный тренд, активно поддерживаемый сегодня участниками учебно-производственного объединения. Это реализация программы дополнительного образования для школьников, ориентированная на пропаганду и получение ими профессиональных навыков по рабочим профессиям. Конечно, этот глобальный образовательный проект, реализации которого в настоящее время в России уделяется пристальное внимание, не первый. Его можно назвать успешной реинкарнацией известной советской профессионально-образовательной модели, реализуемой в свое время в школах, ежегодно выпускавших на рынок труда все новые сотни тысяч школьников с удостоверениями парикмахеров, швей и операторов ЭВМ.

«В конкретном случае, говорит Ирина Васильевна Судибор, общая задача нашего учебнопроизводственного объединения состоит в том, чтобы предоставить молодым людям все возможности для реализации сделанного ими профессионального выбора, со школьной скамьи дать прикладную профессию, которая была, есть и будет востребована во все времена».

Учебнопроизводственное объединение  «Сервис и легкая промышленность» сегодня    это десять профессиональных образовательных организаций города Москвы: Технологический колледж № 24, Колледж легкой промышленности, Техникум сервиса и услуг № 29, Колледж малого бизнеса № 48, Московский многопрофильный техникум им. Л. Б. Красина, Колледж декоративноприкладного искусства им. Карла Фаберже, Московский издательскополиграфический колледж им. Ивана Федорова, Первый Московский образовательный комплекс, Колледж малого бизнеса № 4, Технологический колледж № 34.

 Это молодое учебно-производственное объединение уже успело зарекомендовать себя и стать новым профессиональнообразовательным брендом, что подтверждается его постоянным участием и дипломами различных отраслевых и образовательных выставок. Присутствие УПО неизменно сопровождается единой информационной политикой, узнаваемой атрибутикой и другими неотъемлемыми элементами «колеса бренда». Его негласный лозунг «Единство в многообразии», хоть он и не звучит публично, отражает давно, судя по всему, назревшую идею, которая емко отражена в высказываниях самих участников объединения «Сервис и легкая промышленность», и подтверждает известную истину об эффективности совместных усилий в решении единых задач. Прошедший  год  стал лучшим тому подтверждением.