ММСО. Форум «Город образования»

Главные ворота на Восток

gial9331-panorama

Перед Дальневосточным федеральным университетом стоит непростая задача  –    стать ведущим интеллектуальным и экспертным центром и проводником лучших российских образовательных практик на Дальнем Востоке. Университет был создан в 2010 году путем объединения четырех вузов и уже за несколько лет заслуженно получил статус «главных ворот в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР)».

 

Стратегическое развитие университета

ДВФУ создавался в рамках новой государственной стратегии «поворота России на Восток» и стратегии сотрудничества со странами АТР. При его создании Владимир Владимирович Путин поставил перед ДВФУ задачу стать университетом мирового класса, способствующим активному развитию Дальнего Востока. Масштаб федеральной политики в этом направлении отмечен строительством на острове Русском самого крупного и современного в России кампуса и проведением в нем Саммита АТЭС в сентябре 2012 года.

В настоящее время основные стратегические задачи вуза  – повышение конкурентоспособности региона, укрепление его инвестиционной привлекательности, улучшение имиджа Дальнего Востока для привлечения новых жителей. Важен вклад вуза и в усиление внутренних межрегиональных связей Дальнего Востока, его полноценная интеграция в образовательное, культурное, экономическое и информационное пространство страны. Особым пунктом также является и разработка инструментов международного сотрудничества.

«Являясь международным центром азиатско-тихоокеанских исследований, мы стремимся стать университетом мирового уровня, –  комментирует проректор по связям с федеральными органами власти Татьяна Николаевна Леонова. – ДВФУ приглашает ведущих профессоров, в том числе и нобелевских лауреатов, из США, Кореи, Японии, Германии, Китая, Италии и из других стран. Они вносят особый вклад в развитие университета, читая лекции нашим студентам и проводя совместные научные исследования с нашими учеными. Университет является площадкой для проведения международных форумов, конференций, семинаров, на которых определяются перспективные направления проведения научных исследований и выявляются основные тенденции развития региона и всей мировой экономики».

Университет привлекателен не только для иностранных профессоров, но и для иностранных студентов. Доля иностранных студентов, представляющих 47 стран, в ДВФУ превысила 13% от общего контингента обучающихся, а общее число иностранных студентов в вузе достигло 2505 человек, что на 36% превышает показатель 2014 года. Сначала в университете сомневались, насколько интересен будет ДВФУ для студентов за пределами АТР.  Однако опасения не подтвердились: образовательные и культурные мероприятия, проводимые в университете, привлекают студентов из европейских стран, Латинской Америки, стран СНГ. Так, в Германии каждый год выделяются стипендии DAAD для студентов, обучающихся в летних школах на острове Русском. В прошлом году таких школ было 7, и все они различны по тематике и продолжительности.

Знания и опыт для реального производства

Важно, что разработки как преподавателей, так и студентов вуза не остаются «на бумаге», а активно используются в реальном производстве. Ведется очень активная работа с Объединенной судостроительной корпорацией и Объединенной авиастроительной корпорацией. Так, например, учеными ДВФУ разработан автоматизированный комплекс для создания композитных вертолетных деталей, который сейчас используется на арсеньевском авиазаводе «Прогресс».

Университет принимает активное участие в поддержании функционирования механизмов социального развития, которые создаются на Дальнем Востоке государством, например, ТОРов, Свободного порта Владивосток, а также самостоятельных инвестиционных проектов. Вуз помогает формировать благоприятные условия для привлечения частного капитала.

Еще одна крупная задача – повышение конкурентоспособности отраслей производства, традиционных для Дальнего Востока: добычи углеводородов, судостроения, авиастроения. Университет развивает перспективное для региона стратегическое направление – исследование Арктики. У исследователей Инженерной школы ДВФУ уже есть серьезные научные наработки и опыт их применения в реализации проектов по обустройству морских месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина.

«Мы стараемся использовать и ресурсы Мирового океана, – рассказывает Татьяна Леонова. – Например, в Инновационном технологическом центре Школы экономики и менеджмента был создан шоколад, обогащенный полезными веществами из морских звезд, ежей и лимонника. В Школе биомедицины проводятся исследования по созданию нового поколения противоопухолевых препаратов. Близость к океану позволяет ученым выделять из морских организмов различные природные соединения, в том числе алкалоиды, которые обладают высокой биологической активностью и перспективны для использования в медицинских целях».

Наконец, крупное стратегическое направление – популяризация русского языка. Остров Русский, где находится кампус университета, становится ключевой точкой между Востоком и Западом. Обучение иностранных студентов русскому языку является одним из приоритетных направлений развития университета. ДВФУ стремится стать своеобразными воротами для студентов Юго-Восточной Азии в Россию и Европу и для европейцев – в Азию.

Приоритетные направления развития

Научно-образовательная модернизация вуза происходит в соответствии с вызовами времени и развивающихся технологий. Сейчас наиболее важны три комплексных направления – «Мировой океан», «Биомедицина» и «Интеграция в АТР». Это приоритетные направления, которые позволят Дальнему Востоку выйти на новый уровень развития  региональной экономики.

Одна из новых инициатив – образовательный проект «Education 2.0», он нацелен на модернизацию образовательных программ ДВФУ, в результате которой вводится «стандарт» выпускника ДВФУ, а сам студент становится полноправным участником учебного процесса и получает возможность управлять собственным развитием.

Иногда студент выбирает специальность, например, судостроение, а потом понимает, что совсем не этим хочет заниматься в жизни. А другие его одногруппники, напротив, грезят строить корабли и не разочаровываются в своем выборе. Чтобы и те, и другие студенты приняли осознанное решение и связали жизнь с любимым делом, университет предлагает три траектории обучения. Первая – для тех, кто уверен в выбранном направлении подготовки. Вторая для тех, кто еще не совсем определился с выбором, – они получают шанс определиться в течение первого курса. В первый год обучения студенты изучают базовые дисциплины: историю, иностранные языки, философию, физкультуру и так далее, а также курсы, помогающие определиться в выборе направления и профиля подготовки. Третье направление – для олимпиоников, для «звезд». Им предлагается индивидуальная траектория обучения с возможностью расширенного изучения курсов.

Кроме углубленного изучения английского языка, каждый студент бакалавриата сможет изучать восточный язык (японский, китайский, корейский). Выпускники ДВФУ получат дополнительные конкурентные преимущества за счет вариативности их знаний (изучение дисциплин профильного направления подготовки «major» и блок дисциплин непрофильного направления подготовки «minor»), будут обладать рядом опережающих компетенций, нацеленных на потребности международного инновационного рынка труда.

dsc_0441

Привлекательность для студентов

В 2015 году фонд Потанина проводил исследование, посвященное вопросу поступления в магистратуру стипендиатов фонда: определяли, откуда поступили студенты после окончания бакалавриата – из своего или из стороннего вуза. Результаты приятно удивили представителей ДВФУ: лучшие выпускники бакалавриата ДВФУ остаются для обучения в родном университете, а бакалавры других вузов Дальнего Востока и Сибири поступают в магистратуру ДВФУ. Это красноречиво говорит о росте привлекательности вуза среди самих обучающихся.

По данным статистики, показатели результативности ДВФУ растут с каждым годом. Так, количество абитуриентов из других регионов в 2015 году составило 50%, в то время как в 2010 году их доля не превышала 6%. В вузе учатся 2500 иностранных студентов – и это тоже специфика университета, поскольку в их совместном проживании в кампусе и обучении есть свои национальные и политические особенности, однако конфликтов не возникает.  Кампус на острове Русском превзошел многие европейские университетские кампусы по уровню инфраструктуры. Также в университете развиты как традиционные спортивные направления, так и такие необычные, как гребля на «драконах» – традиционных китайских лодках. А подготовить почву для изучения недр океана позволяет подводный клуб ДВФУ.

Многие преподаватели отмечают, что уникальная атмосфера среди молодежи университета позволяет и самим педагогам решать новые задачи, меняться и развиваться, подхватывать инициативы самих студентов.

Так, недавно команда ДВФУ по подводной робототехнике представила уникального автономного робота, с которым студенты заняли второе место на азиатском чемпионате Singapore AUV Challenge. Единственные представители России, студенты соревновались с командами технических вузов Китая, Индии, КНР, Сингапура, Малайзии и других стран. Впереди у молодых изобретателей – подготовка к новым, более серьезным соревнованиям.

Результат совместной деятельности студентов и преподавателей – активный рост позиций в различных международных рейтингах, а также привлечение внимания к вузу со стороны крупных компаний и корпораций. Сейчас в числе партнеров ДВФУ – «Роснано», «Росатом», «Роснефть», Сбербанк России, «РусГидро», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Дальневосточный завод «Звезда», ведущие институты РАН и ДВО РАН. Главная отдача от такого процесса для вуза – это совершенствование образовательных программ и включение в них лучших практик, обучение студентов в соответствии с реальными потребностями экономики региона.

В ДВФУ также налажено взаимодействие с другими федеральными университетами, идет активная работа с университетами Проекта 5-100. Значимым достижением ДВФУ за время участия в Проекте 5-100 стало укрепление позиции в общемировом рейтинге QS: университет поднялся из диапазона «700+» в диапазон «650–700», несмотря на рост числа участников рейтинга. Дальневосточный федеральный университет упрочил свои позиции и в «Топ-100» рейтингов QS: BRICS  (98-е место), «Развивающаяся Европа и Центральная Азия» (86-е место). В международном рейтинге Webometrics ДВФУ поднялся на 487 пунктов и занял 3215-е место, став лидером по динамике роста показателей среди участников Проекта 5-100.

В университете понимают, что только постоянное развитие и модернизация во всех направлениях – кадровом, образовательном, стратегическом, материальном, международном – является условием для выполнения главных задач вуза и всего региона.