ММСО. Форум «Город образования»

Наталья Куторго: «Вместо конкуренции колледжей – помощь и поддержка»

img_2907Реальный сектор экономики нуждается в постоянном повышении квалификации рабочих. Информационные технологии стремительно развиваются: чтобы успеть за прогрессом, необходимо повышать уровень образования. Для этого в 2014 году в Москве были созданы УПО – учебнопроизводственные объединения, в которые вошли профессиональные образовательные организации города в соответствии с профилем реализуемых образовательных программ. Мы поговорили с Натальей Анатольевной Куторго,  директором базового Политехнического колледжа №8 УПО «Авиационнокосмическое машиностроение», о результатах и перспективах работы объединений.

Новая сетевая форма работы

Наталья Анатольевна, какие основные задачи решает создание УПО? Какие процессы удалось оптимизировать?

— Наша главная задача – это качественная реализация образовательных программ силами объединения. Все колледжи оснащены мощной материальной базой, но у всех разные ресурсы. Теперь участники объединения могут обмениваться ими, что значительно облегчает реализацию наших образовательных программ. Например, в колледже есть хорошая мастерская с токарными или фрезерными станками с программным управлением или хорошая лаборатория по гидравлике. Загрузка лаборатории не бывает стопроцентной: сегодня студенты работают в этой лаборатории, завтра – в другом кабинете.  Поэтому мы можем предложить проведение занятий для студентов других колледжей на нашей базе. То же самое с педагогами: высококвалифицированный преподаватель, который ведет специальную дисциплину, может работать и со студентами колледжа-соседа.

Насколько создание объединений повлияло на работу с предприятиями?

— Это наша вторая крупная задача – формирование взаимоотношений с работодателями. Все колледжи нашего направления взаимодействуют с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. При создании УПО с одной базовой организацией удобнее  организовать работу без пересечений. Например, Роскосмос, с которым мы активно сотрудничаем, отправляет комплексную заявку на подготовку кадров, которую мы распределяем между колледжами.

img_3568

А насколько это удобно с точки зрения предприятия?

— Это интересно работодателям. От представителей различных организаций, союзов и корпораций я слышу только положительные отзывы. Теперь, чтобы решить кадровую проблему, не нужно бегать по колледжам: достаточно отправить заявку в базовое учреждение.

Изменилось ли что-то принципиально для студентов?

— В конечном итоге это изменения в пользу более качественного образования и мобильной реакции на реформы. Например, уже в ближайшем времени аттестация выпускников колледжей будет происходить в формате соревнований WorldSkills. Совместно с коллегами нам проще начать готовиться к этой процедуре. Что касается самой учебы, то сейчас ученики посещают территориально разные колледжи. Но сказать, что им не нравится выезжать на другие площадки, не могу. Во-первых, это возможность обучаться на качественном оборудовании разных лабораторий, что делает учебу более интересной. Во-вторых, это возможность новых знакомств.

Результаты и перспективы

УПО относительно новая форма взаимодействия. Столкнулись ли вы с какими-либо трудностями?

— Для Москвы – это форма новая, но очень удобная. Трудностей не было, поскольку исторически колледжи и раньше общались друг с другом, но не так системно. Сейчас на регулярной основе проходят заседания Координационного совета, мы постоянно решаем вопросы, можем планировать мероприятия на учебный год и рассчитывать на помощь коллег.

— Какие мероприятия организовало УПО в прошедшем году?

— Во-первых, в рамках сетевых образовательных программ мы постоянно повышаем квалификацию своих работников силами наших колледжей. Каждый колледж специализируется на определенной тематике,  по которой может провести мастер-классы и занятия для других. Во-вторых, стало возможным совместное участие в профильных выставках. Теперь мы выступаем не разрозненными стендами, на которых показываем одно и то же, а готовим полноценную  экспозицию. Так и посетителям удобнее выбрать, что интереснее для просмотра. Еще одно направление – работа на совместных конференциях, когда мы приглашаем представителей вузов и предприятий для обсуждения актуальных вопросов образования и производства. Наконец, это организация экскурсий, квестов, которая осуществляется теперь совместными усилиями и сплачивает нас, формирует дружеские отношения. Конкуренция между колледжами практически исчезла, ее заменили помощь и поддержка.

img_4086

Какие основные результаты работы УПО вы могли бы выделить?

— Прошел только один полноценный год. За год мы отработали сетевую форму реализации образовательных программ, мы наладили сам механизм взаимодействия. В этом году мы будем работать над созданием единого информационно-издательского центра на базе объединения. Вопрос обеспечения учебной литературой, учебно-программной документацией сейчас стоит очень остро. Для учреждений СПО новых учебников практически не производят. Мы проанализировали ситуацию и поняли: если не мы, то кто? Сейчас мы на этапе создания такого центра, который будет являться координационным звеном в поступлении информационных источников для образовательных программ.

Старт карьерного развития

— Наталья Анатольевна, как бы вы охарактеризовали динамику интереса школьников к среднему профессиональному образованию, если сравнивать набор за последние несколько лет?

— Набор постепенно повышается, и в этом тоже хорошие перспективы УПО. Между вузом и колледжем школьник выберет вуз ради диплома о высшем образовании. Но сейчас мы реализуем сетевые программы не только с колледжами, но и с вузами. Кроме того, мы усилили работу со школьниками, чтобы ученики увидели возможности, которые есть в колледже, познакомились с программами и сделали правильный выбор. Тем более, сейчас многие заинтересованы в техническом направлении, но не все вузы располагают той материальной базой, которая есть у нас. В качестве старта карьерного развития колледж поможет студенту овладеть базой и освоить на практике направление, в котором собирается работать. Когда студенты, которые оканчивают первый курс в вузе, приходят к нам на учебную практику и видят, какие технологии используют в колледже, они признают, что даже не представляли такой уровень.

То есть некоторые стереотипы еще остаются?

— Стереотипы еще есть, и процесс их развенчания будет долгим. Но когда мы проводим конкурсы для младших школьников, мы видим их неподдельный интерес и удовольствие от учебы. Именно поэтому мы сейчас работаем с пятыми-шестыми классами, дополнительное образование помогает им сделать осознанный выбор траектории обучения.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о направлениях дополнительного образования колледжа.

— Дополнительное профессиональное образование в колледже имеет широкий спектр из-за разнообразной аудитории. Для школьников мы проводим кружки технического творчества, олимпиады, конкурсы. Есть дополнительные программы для своих студентов, поскольку выпускник с дополнительными профессиональными компетенциями более интересен для работодателя.

Следующая категория – работа с центрами занятости, программы для безработных граждан. Какие-то предприятия закрываются, где-то происходят сокращения, и бывает, что люди с высшим образованием хорошего базового вуза оказываются без работы. Они нуждаются в переподготовке или получении новых компетенций.

img_3321

— Актуально ли дополнительное образование для рабочих, занятых на предприятиях?

Конечно, ведь информационные технологии стремительно развиваются. Предприятие не успевает за этими изменениями, ему требуется наша помощь в обучении работников. Мы реализуем разные форматы программ. Работники могут полностью учиться на нашей территории. Иногда теоретические занятия проводятся у нас, а практика – на рабочем месте. Обучение нескольких человек эксклюзивной профессии может происходить и без отрыва от производства. За прошлый год по программам дополнительного образования обучилось более 3 000 человек, не считая школьников и собственно наших студентов.

Наверное, представители предприятий сами участвуют в образовательном процессе…

— Да, и это сотрудничество также стало более эффективным благодаря УПО.  В аттестационную комиссию мы приглашаем представителей производства для проверки знаний наших студентов. Сейчас работники предприятий ведут и учебные модули по узконаправленным темам. С созданием УПО мы можем обмениваться наиболее ценными кадрами и объединять наши ресурсы. Ведь, в конечном счете, основная цель создания объединений – это повышение уровня образования и формирование максимально актуальных и полных учебных программ. И с этой точки зрения это перспективное направление работы, выгодное всем сторонам – педагогам, выпускникам и работодателям.