КСО

Вагит Юсуфович Фонд региональных социальных программ
«Наше будущее» создан в 2007 году по инициативе крупного бизнесмена Вагита Алекперова с целью развития социального предпринимательства на территории России.

-Вагит Юсуфович, в 2007 году вы создали Фонд социальных инициатив «Наше будущее». Уже прошло 9 лет, довольны ли вы результатами работы Фонда?

— Когда мы создавали Фонд, само понятие «социальное предпринимательство» было чем-то совершенно новым, непривычным для нашей страны. Так что первое время мы работали просто на то, чтобы ввести в обращение само это понятие, сам термин. И если смотреть от этой точки отсчета, то нам удалось свернуть горы. Сегодня понятие «социальное предпринимательство» стало общеупотребимым: о социальном бизнесе пишут федеральные издания, снимают сюжеты ведущие телеканалы, социальное предпринимательство стало трендом. Сегодня мы видим сотни проектов в самых разных регионах страны, ведется работа в законодательной плоскости.

Если говорить о перспективах, то сегодня ведется работа по формированию полноценной инфраструктуры социального предпринимательства в России. Социальному бизнесу нужны механизмы выхода на рынки, профессиональное сообщество, специализированные образовательные программы, стандарты, сертификация и профессиональный консалтинг, региональное развитие. В настоящее время мы видим Фонд «Наше будущее» как модератора объединенных усилий общества, бизнеса и власти по развитию социального предпринимательства в стране.

Быть социально ответственным – в чем актуальность этого направления для человека бизнеса?

-Я думаю, что социально ответственным должен быть абсолютно любой человек, живущий в обществе. На мой взгляд, ошибочно трактовать понятие социальной ответственности исключительно применительно к бизнесу, предпринимательству. Платить налоги, поддерживать чистоту в родном городе, районе, подъезде, помогать тем, кто слабее – это все %d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d1%8f-%d0%b8%d0%bc%d0%bf%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%81-%d0%b4%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0-2016

социальная ответственность. Это всегда актуально. Если же говорить конкретно об ответственности человека бизнеса, то социальное предпринимательство как раз и является оптимальной формой ее реализации. В основе социального бизнеса лежит идея устойчивости, самоокупаемости, и правильно выстроенное социальное предприятие не нуждается в дотациях, «финансовых костылях». Да, в социальном бизнесе нет сверхприбылей, а все получаемые дивиденды реинвестируются в развитие, и, следовательно, у вас вряд ли получится сильно разбогатеть. Но создать успешный самостоятельный бизнес здесь реально.

Одновременно сказанное не отменяет справедливости утверждения, что российскому социальному предпринимательству нужен закон, нужны свои нормативы, которые помогут эффективно регулировать данную сферу.dsc_8867-1

С какого момента человеку бизнеса (компании) можно/нужно начать заниматься благотворительностью, социальными проектами? С самого начала деятельности или же нужно «подрасти»?

-Я думаю, это все индивидуально. Действительно, мы знаем, что многие люди уходят в благотворительность, запускают проекты социального предпринимательства после того как они реализовали себя в области крупного бизнеса. Очень многие знаковые социальные проекты, фонды (Фонд социального предпринимательства Шваба, Фонд Сколла и др.) созданы именно такими людьми. Однако мы также знаем множество примеров, когда человек с самого начала идет в социальную сферу – и добивается успеха. Возьмите наш российский проект «Моторика», в котором молодые ребята занимаются изготовлением функциональных протезов пальцев рук. Успешный инновационный социальный проект, и большинству его участников нет и 30. Сегодня в социальном бизнесе масса людей молодых, множество успешных проектов, созданных вчерашними выпускниками вузов. Поэтому можно сказать, что универсального рецепта здесь нет.

— Премия «Импульс добра»– одно из значимых социальных событий года. Каких результатов удалось достичь в этом году? И о чем можно говорить на 2017 год? Какие планы?

— В 2016 году Премия «Импульс добра» прошла в пятый раз, и для нас очень отрадно, что за эти годы премия стала знаковым событием сферы. Цель Премии – признание заслуг выдающихся социальных предпринимателей, общественных деятелей, государственных и негосударственных структур и организаций, СМИ. Всех тех, кто вносит заметный вклад в развитие отечественного социального бизнеса.

%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d0%b8%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b0-%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b5-%d1%87%d0%b5%d0%bc-%d0%bf%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%ba%d0%b0

При этом я думаю, что не менее существенным результатом Премии является то, что о социальном предпринимательстве узнает все большее количество людей, что она становится одним из драйверов развития сферы социального предпринимательства в России. О том, что будет в следующем году, давайте поговорим чуть позже. Сейчас могу точно сказать одно: будет интересно!

— Нашим читателям очень интересны вы, как личность, лидер и человек, создавший себя сам. Какой совет Вы можете дать начинающим предпринимателям, какими ценностями, навыками им надо обладать, чтобы сейчас преуспеть в России?

— Для преуспевания важен целый спектр качеств, здесь трудно и, наверное, неправильно выделять какие-то два или три. И ничего нового я тут, боюсь, не скажу. Важны работоспособность и умение принимать решения, упорство и  одновременно – гибкость. А еще очень важно умение видеть людей, их таланты, сильные стороны и, конечно же, потребности, проблемы. Обычно за преуспевающим человеком стоят другие люди – его команда, его семья, друзья.